«Если ребенку дома хорошо, он не будет стараться убежать оттуда» - эксперт - Караван
  • $ 495.2
  • 522.34
+4 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
«Если ребенку дома хорошо, он не будет стараться убежать оттуда» - эксперт

«Если ребенку дома хорошо, он не будет стараться убежать оттуда» - эксперт

Детское творчество необходимо развивать и как это сделать знают психологи, а также они знают, чем может обернуться неверно сказанная фраза в детстве.

  • 30 Апреля 2022
  • 33
Фото - Caravan.kz

Как этого избежать и как вырастить успешного, психологически здорового ребенка рассказала в своем интервью журналисту редакции Caravan.kz, специалист по детской психологии.

Уверенный в себе ребенок может многого достичь, но обычно получается так, что родители ненамеренно сами губят в своих детях способности, не умея их правильно развить, возможности к достойному будущему и творческий потенциал, благодаря которому в будущем ребенок не знает никаких радостей, и знает лишь работу. Наша молодежь вернется к своим истокам, когда книга была ценностью — эксперт

Нынешние дети и подростки, составляющие 31,4% от общей численности населения Казахстана, будут теми, кто больше всех ощутит положительные изменения и поэтому также должны стать активными участниками в реализации поставленной цели.

В Казахстане сложилась достаточно благоприятная среда для реализации прав детей. Однако все равно, существует статистика, которая доказывает, что нужно по-другому подходить к воспитанию собственных детей и подогревать у молодого поколения интерес к развитию. Тем более, что творческие дети могут больше привнести в развитие не только себя, своей нынешней и будущей семьи, но и в развитие страны.

Внимание этому стоит уделять не только в год ребенка, который был объявлен в Казахстане в 2022 году, но и все остальное время тоже.

По статистике, человек трудоспособного возраста в Казахстане более образован, чем во многих государствах постсоветского пространства, имея за плечами совокупный 15-летний багаж образования. Уровень грамотности молодежи в возрасте 15–24 лет в стране составляет 99,9%.

Необходимо создавать такие учреждения, проводить мастер-классы, открывать кружки и тренинги, чтобы дети могли себе позволить ходить, в развивающие творческий потенциал заведения, по интересам и развиваться.

Дипломированный психолог в области детского развития, педагог-психолог Зульфия Губайдуллина рассказала как правильно подойти к обучению ребенка.

— Какие качества нужно с детства закладывать в ребёнка?

— Ребенку необходимо предоставлять выбор, прививать умение выбирать. Это начинается с маленького возраста. В три года у ребенка случается «кризис трех лет» и это как раз подходящий момент, чтобы привить ребенку умение выбирать. Это должно касаться от того, что надеть и съесть, до того, чем он хочет заниматься. Также, в маленьком возрасте необходимо привить навык коммуникации, который проявляется и в умении делать выбор. Третий самый необходимый, базовый навык – научить ребенка говорить нет. Для того чтобы он мог сказать «нет», нужно быть сформированной личностью. Но в первую очередь, ребенок, конечно, смотрит на родителя, как и в остальных вещах, поэтому родитель сам должен уметь говорить нет. Однако в период подростковый ребенок может на все давать отрицательный ответ, тогда взрослый не должен воспринимать в штыки и отвечать криком, манипуляцией или тем более применять физическую силу, — рассказала эксперт.

— Как правильно подойти к воспитанию детей, чтобы обойтись без детских травм?

— Для того чтобы у взрослого человека было как можно меньше травм, которые тянутся из детства, необходимо в детстве к ребенку относиться как ко взрослому. Я говорю как можно меньше потому что человек не может сформироваться «в абсолюте», даже если его воспитывают очень образованные в сфере психологии люди, или же психологи. В первую очередь, нужно показывать ребенку уважение к его личности, то есть предоставлять право выбора, как мы и говорили. Во вторую очередь, исключить гиперопеку, потому как выросший из этого ребенка взрослый не научится самостоятельно справляться со своими проблемами. Также, важно учитывать потребности, но не забывать про его обязанности.

С трех лет ребенок может выполнять какие-то свои обязанности. В три года убрать свои игрушки, в 7 заправить постель и убрать грязные тарелки в раковину, в 9 помыть за собой посуду, вытирать пыль и т.д. Так дети с детства понимают, что у них есть не только права, но и обязанности. Родители не должны нарушать личных границ, но с учетом возраста ребенка, потому как некоторые вещи все равно не ведомы ребенку, например, такие как медицина, режим дня. Поэтому, если Вы не хотите, чтобы ребенок ходил с 18 лет к психологу, не прибегайте к критике, унижениям и оскорблениям, — поделилась профессиональным мнением Зульфия Губайдуллина, — Если ребенку дома хорошо, он не будет стараться убежать оттуда, не будет стремиться находиться вне дома. Но с подросткового возраста у ребенка меняется приоритет, и важное место занимают референтные группы. Если Вы родитель и замечаете, что ребенок попал в дурную компанию – это последствия, с которыми уже может справиться лишь специалист. Основные понятия и поведение закладываются до 5 лет, это самый важный период.

— Как формируется в ребёнке способность творчески мыслить?

— На мой взгляд, Божий дар – на первом месте. У всех разные способности, но это можно заложить с детства. Главное, это предлагать доделать и переделать что-то, интересоваться мнением ребенка, в первую очередь. Предложение о продолжении деятельности — это основная возможность развить в ребенке творческий потенциал. Наблюдение и поддержка, вот, что важно. «Не бейте ребенка по рукам», дайте ему сделать то, куда он лезет, даже если за ним придется убирать, — поделилась мнением психолог.

— Как развить в ребёнке умение видеть прекрасное в такое неспокойное время?

— Единственное, что я скажу, ребенок видит то, на что обращают внимание родители. Будьте сами внимательны к окружающему, дети будут копировать Вас.

— Что нужно делать и как правильно общаться с детьми, чтобы из них выросли вторые Эйнштейны?

— Гениальность редко встречается. Гениальных людей специально для этого не воспитывали, также, как и Эйнштейна. Однако, может помочь благоприятная психологическая атмосфера и образовательная. Но в целом, это загадка природы.

— Если у ребёнка формируется неуверенность в себе в детства и родитель это заметил, как он может помочь от неё избавиться?

— Срочно к детскому психологу. Это первое. Второе, отрефлексировать свое поведение. Сам родитель не справится, потому как это могут быть психические нарушения. Самостоятельно это не определить.

— Как сделать так, чтобы ребенок выработал эффект обратного, глядя на не очень удачные отношения в семье?

— Если в семье скандалы, ребенок воспринимает как норму до определенного возраста. Но где-то в подростковом возрасте, если он понял, что все плохо, нужно обращаться ко взрослым, к которым есть доверие. Это должно доноситься в школе и там же решаться. Взрослые должны слышать ребёнка и помогать, если видят в этом необходимость, — считает Зульфия.

— Не все дети рождаются с творческими способностями, как им помочь развить их в себе?

— Выше я уже говорила, что в этом помогают только родители и с самого детства. Самые первые шаги ребенок делает дома. Предоставление выбора — это самый верный путь. Через ошибки и собственный выбор ребенок учится и развивается, — рассуждала эксперт.

— Бывает, что родители ломают ребёнку будущее какими-то неосторожными фразами. Каких фраз не стоит произносить?

— "Ты еще маленький!", "Ты же уже большой!". Никогда!, — сказала психолог Зульфия.