Если хочешь быть здоров – раскошеливайся! - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+14 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Если хочешь быть здоров – раскошеливайся!

Если хочешь быть здоров – раскошеливайся!

Моя соседка Марина решительно настроилась заняться собой. Привести в порядок фигуру к весне. Изучила цены столичных фитнес-клубов и была шокирована: от 70 тысяч до 400 тысяч тенге в год! Новомодный фитнес оказался удовольствием супердорогим. По карману ей стал только небольшой спортивный зал со старым оборудованием, душным воздухом и безразличным к ее пылкому желанию изменить фигуру, вес и вообще жизнь тренером.

  • 3 Февраля 2012
  • 3663
Фото - Caravan.kz

Что такое фитнес

Тренер равнодушно окинул ее взглядом и сказал: “Если вы никогда не занимались, то к каждому снаряду сделайте десять подходов”. И ушел, оставив Марину наедине с этим самым “фитнесом”. Она трудилась до пота, была собой очень довольна и почти счастлива от того, что начала новую жизнь. Однако на следующий день тело жутко болело, поднялось давление и пришлось вызвать “скорую”. Больше в зал она не пошла и пребывает в депрессии. Я искренне переживала за соседку, и так случилось, что именно в это время я познакомилась с мастер-тренером по фитнес-программам Татьяной НИКИФОРОВОЙ. Услышав эту невеселую историю, она возмутилась:

– Это самоубийство – идти в зал, не имея никаких навыков! Тренер должен был хотя бы дать общие понятия о снарядах, о их воздействии на мышцы и на организм в целом. Вы же не сядете за руль машины, не умея водить! Если ваша соседка никогда ничем не занималась, ей лучше начать с обыкновенных пеших прогулок и простой гимнастики. И это тоже будет называться фитнесом.

– Татьяна, давайте уточним, что же такое фитнес? Слово модное, но что оно означает?

– В переводе с английского “фитнес” – это “соответствовать”, “быть в форме”. Для меня быть в форме означает чувствовать себя хорошо, для  другого – иметь параметры 90–60–90, для третьего – накачанные мышцы.

Вам нравится бегать по утрам и вы хорошо себя при этом чувствуете? Тогда это и есть ваш фитнес. С удовольствием плаваете и тем самым поддерживаете свою форму? Это ваш фитнес! Каждый вкладывает свой смысл в это слово, но самое распространенное сейчас понимание фитнеса – это оздоровительная методика, сочетающая индивидуально подобранные физические тренировки с правильным питанием.

– То есть можно и в спортзал не ходить?

– Я все-таки рекомендую заглядывать в спортзал. Потому что там вы сможете привести в порядок разные группы мышц. Кстати, в мозге человека есть миндалевидная железа амигдала, живо реагирующая на нашу физическую активность или пассивность. При низкой мышечной активности эта железа возбуждается, и у человека возникают депрессия, плохое настроение, раздражительность, но как только вы дадите хорошую физическую нагрузку своим мышцам, амигдала успокаивается, а у человека повышается настроение, улучшается кровообращение и т. д. Особенно “любит” амигдала танцы. При этом не важно, сколько вам лет – хоть двадцать, хоть восемьдесят,  мышцы поддаются восстановлению в любом возрасте. Но действовать надо аккуратно, постепенно, но постоянно, предварительно проконсультировавшись со специалистами.

Фитнес возник в Америке в 1940 году как программа для поддержания физической формы солдат, а через четверть века он перебазировался в мирные слои населения.

Почему цены кусаются?

– В Казахстане все больше появляется фитнес-залов, но они такие разные – и по условиям, и по ценам…

– Есть два пути распространения фитнеса в странах: американский и английский. Американцы начали с простых клубов эконом-класса, доступных для многих групп населения, и лишь потом у них стали появляться фешенебельные люкс-клубы. Англичане же, наоборот, сначала позаботились о богатых, создав сеть дорогостоящих фитнес-центров, а потом уж вспомнили о простом народе. У нас же используют оба варианта. Но только низовой сектор очень примитивен, а верхний – очень дорог.

– Вы знакомились с работой фитнес-клубов Европы, Америки и… Казахстана. Разница большая?

– Большая разница между клубами самого низкого класса. У нас это чаще всего подвальные тренировочные залы с неприятным запахом, спертым воздухом, старыми тренажерами, а в Германии, например, мы видели множество недорогих залов, где выдерживаются все гигиенические требования к пространству, влажности воздуха, температуре. Хорошие тренажеры, профессиональные тренеры – не молоденькие мальчики и девочки, как в наших клубах, а люди за сорок. Они сами – как ходячая реклама, потому что находятся в прекрасной физической форме.

– А дорогие клубы выглядят так же, как наши?

– Клубы категории люкс и за рубежом, и в Казахстане приблизительно одинаковы по дизайну, техническому оснащению, набору программ. Нам показали клуб класса люкс в Италии, самой подвижной из европейских стран, где в фитнес вовлечено 10 процентов населения. Это волшебный дворец здоровья, в котором есть все: спа-салоны, косметические кабинеты, несколько бассейнов, теннисные корты, первоклассные залы для групповых занятий, фитнес-ресторан. Там даже есть программы для ленивых клиентов, которые не хотят особенно трудиться.

В Казахстане люксовых центров практически нет, если не считать одного в Алматы. В Астане три клуба класса премиум, остальные классом ниже, но тоже очень неплохие. Разница и в цене, и в сервисе, и в наборе программ между ними существенная. Вы обязательно спросите, почему за рубежом занятия в фитнес-клубах дешевле, чем в Казахстане…

– Да, хотелось бы узнать.

– Во-первых, приходится покупать дорогие импортные материалы – от тренажеров высокого класса до системы очистки воды в бассейнах, во-вторых, высокая стоимость аренды, высокие кредитные ставки. Еще один фактор – дорогое обучение тренерского персонала. Нам негде взять готового фитнес-тренера, поэтому клубы отправляют тренеров на зарубежные семинары. Согласно статистике, вложения в фитнес-индустрию начинают возвращаться через 3–4 года.

Чем модно заниматься?

– Татьяна, несколько вопросов, связанных с модными фитнес-программами. Например, что такое степ-аэробика, пилатес, пауэр- плейт?

– Степ – это шаговая аэробика, то есть занятия с использованием специальной платформы, похожей на скамейку. Высота ее регулируется тренером в зависимости от нагрузки – 15–30 см. Вы шагаете на платформу и сходите с нее – получается имитация ходьбы по лестнице, а способов подняться и спуститься с платформы насчитывается более двухсот! Идет энергичная нагрузка на ягодичные мышцы и мышцы бедра, а это самая проблемная зона, особенно у женщин.

Пилатес – система упражнений, разработанная Джозефом Пилатесом, в Казахстане появилась сравнительно недавно. В ее основе силовые упражнения, воздействующие на внешние и внутренние мышцы-стабилизаторы, окружающие скелет человека. Спортивные врачи рекомендуют данную систему в качестве реабилитационной программы, в том числе и тем, у кого были травмы позвоночника. Самостоятельно заниматься пилатесом я бы не рекомендовала, только с тренером, при этом возрастных ограничений нет.

Пауэр-плейт – тренажер-тарелка. Состоит из платформы, которая вибрирует. Вы на нее встаете и начинаете выполнять простые упражнения. Например, приседания, наклоны. Выполнять их на вибрирующей поверхности непросто, однако вибрация позволяет “включить” в тренировку глубокие мышцы, которые при обычных наклонах и приседаниях не работают. В этом и преимущество данного тренажера.

Плохой тренер опасен!

– То есть основная проблема – тренер?

– Да, у нас в стране колоссальный дефицит специалистов по фитнесу. С этой проблемой постоянно сталкиваются все клубы. Сами готовят себе кадры, опираясь на профессиональных спортсменов. Хотя далеко не каждый спортсмен может стать фитнес-тренером. Большинство фитнес-тренеров в клубах эконом-класса – самоучки, обучившиеся программам по дискам, Интернету. Иногда такие непрофессиональные инструкторы даже опасны для клиентов! Я сама с этим столкнулась, когда посетила клуб эконом-класса в одном из провинциальных городов. Реально думала, что после занятия попаду в травматологию, потому что тренер все делала и объясняла неправильно.

Однако никто на государственном уровне за этим пока не следит, ни один орган не занимается сертификацией тренеров по фитнесу.

– А за условиями занятий кто следит?

– Никто не следит и за состоянием клубов. Есть нормы объема площади, влажности. Температура воздуха, к примеру, в зале не должна превышать 19 градусов. Если выше, то организму уже сложно усваивать кислород из воздуха.

– Словом, в дешевых клубах  опасно заниматься, в дорогих – не по карману. И что делать, если форму поддерживать хочется, а денег на это нет?

– Вникать во все самому, подобрать систему фитнес-упражнений, которые можно делать дома. Или экономить на чем-то другом, а не на своем здоровье. В Астане, Алматы, да и в других городах, все-таки можно найти клуб “по своим деньгам”. В годы кризиса, как показали наши опросы, люди, приобщенные к фитнесу, отказывали себе в других расходах, но занятия не бросали. Это же так важно – здоровье, настроение, тонус.

Астана Рисунки Олега ПАРФЕНОВА