Председатель РОЮЛ «Союза строителей Казахстана» Талгат Ергалиев рассказал, по какой причине застройка бывает некачественной, и что делать жильцам, столкнувшимся с проблемами, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.
— Талгат Файзуллиевич, в последнее время участились жалобы от жильцов новостроек на качество застройки. Расскажите, как регулируют частное строительство? Есть ли сегодня система контроля за качеством строительства?
Любое качество строительства зависит от проекта, в котором предусмотрены определенные материалы, изготовитель, размеры и технологии. Проблема в том, что многие наши проектировщики приходят в эту сферу прямо из вуза, то есть они не практики и не знают всех нюансов. Взять хотя бы витражные окна. Многие из проектировщиков не знают, что сам витраж по весу очень тяжелый, соответственно, возникает большая нагрузка на ригель. Многие сажают витражи на пену и анкера, но со временем анкер прогибается, нарушается симметрия, и в окне появляется продувание. Если мы хотим, чтобы проектировщики были квалифицированные, нужно им лицензию выдавать только после того, как они пять лет отработают, к тому же после специальной экзаменации. Вообще это наше упущение.
Мы в основном смотрим на безопасность здания, а вот на детали не обращаем должного внимания (вентиляция, окна, двери, кафель).
К примеру, мы установили керамогранит на резиновых уплотнителях. С течением времени эти уплотнители под воздействием солнечных лучей разложились, и уже пропало плотное прижатие керамогранита к самой конструкции. Плиты падают, наносят травмы. Если бы мы знали, что эти материалы со временем выходят из строя, мы бы их не применяли. Конечно, квалификация инженерного технического персонала оставляет желать лучшего. Мы хотим, чтобы заказчик и клиент был доволен. Но люди не будут разбираться, кто конкретно виноват в том, что застройка некачественная, и будут обвинять всех участников строительной цепочки. Поэтому мы должны как-то самоорганизоваться. Если человек не компетентен в проектировании и технологических схемах многоэтажных домов, пусть занимается одноэтажными зданиями, к многоэтажкам его не допускать. По идее, государство должно регулировать уровень профподготовки специалистов, но пока этого нет.
— Предусмотрен ли механизм санкций для застройщиков, на которых постоянно поступают жалобы от жильцов?
Если качество застройки не устраивает, не покупайте у этих компаний квартиры, расторгните контракт. Если жалобы есть, прокуратура всегда может их рассмотреть в рамках закона, возбудить уголовное дело, организовать встречу жителей с застройщиком. Просто нужно знать закон и процедуру обращения в прокуратуру и судебные инстанции. Если заказчик не понимает, то следует с ним бороться таким способом.
— Что делать, если гарантийный срок после ввода в эксплуатацию едва закончился и в доме начались проблемы?
— В течение двух лет после ввода в эксплуатацию дом находится на гарантии. По истечении этого времени, если не было нареканий, сами жильцы должны поддерживать его в надлежащем состоянии. Есть закон. И если гарантийный срок прошел, то берите мастерок и сами устраняйте недочеты. Я не говорю, что все строители ответственно относятся к своей работе, есть и нерадивые. Но если бы были все плохие, мы бы сегодня столько не строили (15 млн квадратных метров в год). Есть, конечно, упущения. Иногда бывает, что сами жители плохо эксплуатируют квартиры, передают в аренду, использует посуточно, по часам. Арендаторы к такому жилью относятся варварски, потому как не являются владельцами. Если кто-то сдает квартиру, то получает дополнительный доход, и он должен уходить на поддержание дома. На мой взгляд, арендодатели должны в два раза больше платить за содержание дома. И это надо ввести в закон.
Почему новое жилье строят так плохо
— Цены на стройматериалы за последние пять лет повысились в 4 раза. Но если опираться на данные статистики, то стоимость строительства за этот период выросла всего на 30 %. Как это возможно? Говорит ли это о том, что строители стали сильно экономить на стройматериалах?
— По сравнению с 2019 годом на 423 % подорожали стройматериалы, по сравнению с 2021 годом – на 43 %. В стоимости строительства 55 % занимают стройматериалы. Соответственно, их удорожание влияет на конечную стоимость. Плюс к этому увеличиваются заработные платы строителей, сантехников, электриков. Растет в цене аренда техники, технические масла, ГСМ. Цены растут даже быстрее, чем по данным статистики. Ввиду того, что сократились госпрограммы и покупательская способность упала, строители сократили свою долю рентабельности. Если они сейчас перестанут строить, то уйдут в убыток, потому как перекрывают недостаток финансовых средств за счет нового строительства. Что касается экономии на стройматериалах, то мы это все уже проходили. Как только начинается экономия, все выходит боком. Не все отечественные материалы низкого качества, но по некоторым позициям мы просто неконкурентоспособны. Есть зарубежные компании, которые производят их веками, а мы только начали их делать.
Допустим, отечественная фасадная краска со временем меняет цвет. Некоторые кровельные материалы казахстанского производства тоже выцветают.
Импортные материалы дороже, но иногда надежней. Конечно, были и такие факты, когда застройщики экономили на качественных материалах. Если деньги были заложены в 2020 году, а строительство началось в 2022-м, то, конечно, цены выросли, и застройщикам приходится экономить, чтобы не уйти в минус. Потом люди жалуются, что строители плохие. Да, проблемы есть. Но, с другой стороны, если мы не будем ценить людей, которые умеют работать руками, мы их потеряем. Сейчас наших строителей приглашают в Армению, Азербайджан, Украину. Если уедут квалифицированные специалисты, мы с кем останемся?
— Сколько людей сегодня в Казахстане нуждается в жилье?
— Около трех миллионов человек. Но у них нет возможности накапливать средства. У кого были накопления, те уже приобрели жильё, даже с запасом. Теперь надо обеспечить квартирами другую категорию граждан, а для этого нужна ипотека с низкими процентами, соответствующие госпрограммы. У людей должна быть возможность покупать, и не важно, на первичном или вторичном рынке.
— Какие процентные ставки по ипотеке, на ваш взгляд, должны быть, чтобы у людей появилась возможность покупать?
— Все зависит от Нацбанка. Если базовая ставка будет 16 %, то достаточно сделать ипотечное кредитование под 7 %. Если базовая ставка будет 12 %, то по ипотеке должны быть 5 %. Причем, если в Астане ставка ипотечного кредитования будет 5-6 %, то для регионов она должна быть, к примеру, 3 %. При таких условиях мы прекратим переселение из областных центров и малых городов в крупные. В результате у регионов появится возможность развиваться, рабочие места будут сохранены. Помимо этого снизится нагрузка на инфраструктуру. На наш взгляд, необходимо субсидировать процентные ставки в банках второго уровня. По нашим подсчетам, при таком финансировании банки смогут выдать 1 трлн тенге. Люди будут приобретать квартиры, а строительные компании вернут в виде налогов 120 млрд тенге. Государство остается в выигрыше. Мы с этим предложением вышли в правительство, министерства пока молчат.