Всё началось с бумажных ракет
Еще 60 лет назад человек не покидал пределов планеты, а сегодня большие деньги и лучшие мозги задействованы в космической отрасли. В том числе об этом на своей странице в “Инстаграме” рассказывает Ерасыл. Будь то памятный полет первого космического туриста или возможность покрытия всей территории Казахстана высокоскоростным Интернетом от Илона Маска – юный сотрудник “KazАeroSpace” в теме всего. Причем парень не просто агрегатор новостей, со своими проектами он уверенно побеждает на международных конкурсах, а недавно стажировался в NASA.
– Мой интерес к космосу начался с детства, – рассказывает Ерасыл Тауекел. – Более серьезно увлекся с 7-го класса, когда поступил в новую школу и стал посещать кружок аэрокосмонавтики. Когда запустил первую бумажную ракету и стали появляться успехи на этом пути – победы в конкурсах научных проектов в Казахстане и за рубежом, где я представлял свои работы по космическим технологиям, тогда точно утвердился: раз я в этом хорош, раз мне нравится, то этот путь и выберу. Если говорить о блогерах, я никогда на них не смотрел, они люди максимум масштаба одной страны. А если вы идете в космос – это масштаб Вселенной. Совсем другое мышление.
– Расскажите про ваши самые первые ракеты.
– Это были простенькие бумажные ракеты, легкие. Тем не менее даже их сделать сложно, чтобы они нормально летали. В 9–10-м классах у меня появились ракеты, напечатанные на 3D-принтере, с бортовой электроникой внутри. Я не приступал к реализации, пока не изучил теорию до совершенства, пока не был уверен, что всё идеально, так как это – дело дорогостоящее. Созданный образец – полностью действующий, у него всё работает, весит он 1,5 килограмма и может взлететь на 300 метров. Особенность модели – посадочные ножки. Мы ее проверяли на реактивном стенде, как она поведет себя в воздухе. Конечно, в ближайшем будущем я буду переходить на серьезные наработки. Ракеты и в целом космическая техника – самое сложное в инженерии. Я всё изучал сам, из Интернета. Ушла на это масса времени, очень много пота пролил, чтобы найти все ресурсы.
Стажировка в NASA
– Что дала вам стажировка в NASA? Участвовали ли в ней раньше казахстанцы?
– Программе “United Space School” более 25 лет. Казахстан в ней участвует последние лет 10 точно, каждый год примерно по одному человеку выбирают от страны. Отбор похож на поступление в американские университеты – необходимы хорошие академические достижения, наличие внеклассной деятельности: в целом просто сидеть за партой и учиться – это самое меньшее, что человек может делать. Приветствуется наличие научных работ в космических технологиях. Еще нужно было написать эссе на предложенную тему, связанную с космосом, и пройти онлайн-интервью с учредителем программы.
Чем мы там занимались? Нужно было проработать экспедицию на Марс либо на астероид, чтобы взять ресурс и улететь на Землю. Я занимался вторым – миссией на астероид 16 (Психея), технологически более сложной задачей. 6 команд соревновались, кто лучше разработает теоретическую экспедицию.
Всего на стажировке было 50 участников со всего мира – талантливые школьники, заинтересованные космосом. Мы в итоге заняли 3-е место. Также я презентовал там казахскую культуру – рассказывал о нашем народе, о стране, о национальной кухне, сыграл кюй Курмангазы “Сарыарка” на домбре. Чему я научился в NASA? Приобрел незабываемый опыт, много новых знаний в отрасли, полезных знакомств, научился быть “на релаксе” и в то же время быстро решать задачу. Стажировка впервые проводилась в формате онлайн, однако нам сказали: если коронавирус будет утихать, ставьте вакцину и приезжайте летом.
Обычно занятия проходят в Хьюстоне, в Космическом центре им. Линдона Джонсона, где находится действующий Центр управления полетами. Были очень интересные лекции от специалистов NASA и 3 американских астронавтов. Во время стажировки мне повезло поучаствовать в запуске марсохода “Perseverance” в режиме онлайн. Я на 3 дня присоединился к специалистам в центре, смотрел, как они мониторят ракету, все показатели, то есть был вовлечен в рабочий процесс.
“Жду первого контакта”
– Вы активно следите за новшествами в этой сфере. Каких ожидаете открытий, сенсационных новостей?
– Вообще, читаю все новости по этой теме, но больше всего меня интересует космическая техника, как она сейчас развивается. Сегодня мы видим, что частные компании уже опережают государственные. Потом интересно наблюдать, как космическая отрасль становится лидирующей в мире, и она будет генерировать триллионы долларов. Любопытно наблюдать за коммерциализацией космоса, как он превращается в то место, где можно делать деньги, – речь о космической экономике. И еще довольно увлекательны астрофизические объекты и явления – открытие новых звезд, планет, изучение планет. И, конечно же, было бы круто, если бы в этом веке состоялся первый контакт с инопланетянами.
– Вам доводилось бывать на космодроме "Байконур"?
– Да, 2 года назад ездил в рамках конкурса посмотреть на запуск – это было классно. Я участвовал в казахстанском конкурсе научных проектов, представлял свой проект делегациям из Роскосмоса, NASA и ESA (Европейское космическое агентство) и, самое главное, презентовал его 3 нашим космонавтам – Токтару Аубакирову, Талгату Мусабаеву, Айдыну Аимбетову. Получил от них пожелания, критику. Тогда я занял 1-е место и в 8-м классе выиграл 2 гранта в казахстанские университеты.
– И как вам реальный запуск ракеты?
– Я считаю, всё, что связано с космосом, – очень интересно. А кому неинтересно, тот этого просто не понимает. На "Байконуре" до сих пор стоят очень любопытные высокотехнологичные для своего времени сооружения. Космическая техника – самая совершенная. Несмотря на то что что-то приходит в упадок, это всё выглядит величественно и напоминает о грандиозных подвигах наших соотечественников. Он сказал: "Поехали!": кому бесплатный билет на Луну
Пусть лучше ракеты летают
– Иметь свой космодром для Казахстана – это на самом деле благо или, может, непосильная ноша?
– Многие государства ставят космическую отрасль среди своих приоритетов. И если бы у какой-нибудь развитой страны был космодром на территории, она бы сочла это за щедрейший подарок, заботилась бы о нем, сделала всё, чтобы сохранить и использовать его. Но у нас нет специалистов. К сожалению, многие сейчас уезжают. Никакие крутые проекты не реализуются. Отрасль развивается очень медленно. И как решить эту проблему? Нужно заниматься воспитанием детей – казахстанский ребенок мечтает стать блогером, а не полететь в космос. Но на блогерстве человечество не выживет, надо смотреть более широко на ситуацию. А почему дети не заинтересованы? Потому что условий нет – кружков, центров, которые бы космос культивировали, мало популяризаторов в этой сфере.
Поэтому, будучи школьником, я стараюсь вносить изменения, вдохновлять других изучать космос. Если человека вдохновить, он дальше сам пойдет, его не надо будет тащить за собой.
Насчет будущего "Байконура": его обязательно нужно использовать – это легендарный космодром. Другие бы уже сделали его фишкой страны, национальным достоянием, превратили в миллионную туристическую отрасль.
Люди со всего мира хотят туда поехать, им это интересно. Я считаю, что это огромное преимущество, которое не используется. Насчет споров про "Байконур" сейчас процитирую Токтара Аубакирова: “Лучше пусть ракеты летают, чем не летают”. В любом случае мы на Земле не останемся, а если останемся, то умрем здесь. Все уже про это говорят – ученые, Илон Маск. Если человечество останется здесь, то вымрет, поэтому это не вариант, надо двигаться вперед.
– Вы сами себя кем видите в будущем – инженером, пилотом, космическим туристом?
– Я вижу себя высококвалифицированным специалистом отрасли, который будет работать над самыми передовыми проектами не только в рамках одной страны – мира. От этого будет хорошо не только Казахстану. Полететь в космос – одна из целей моей жизни. Это вполне реализуемая мечта: даже если не в качестве космонавта, то как турист. Думаю, что в ближайшем будущем это будет вполне обычным делом. Еще одна цель: поспособствовать отрасли так, чтобы люди комфортно и спокойно жили за пределами Земли.
– Какие у вас планы на этот год?
– Надо хорошо окончить 10-й класс, довести все свои разработки до ума и представить их на конкурсах.
Алматы