Ещё раз о выплатах 42 500: как этим воспользуются налоговики - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ещё раз о выплатах 42 500: как этим воспользуются налоговики

Ещё раз о выплатах 42 500: как этим воспользуются налоговики

На середину апреля в Казахстане 3 миллиона 703 тысячи человек подали заявления на получение помощи от государства.

  • 22 Апреля 2020
  • 12935
Фото - Caravan.kz

Выплату в размере 1 МЗП (42 500 тенге) в связи с потерей дохода при ЧП оформили 1,8 миллиона. Формально право на деньги получили те, кто работает и платит налоги. Но правительство оставило лазейку для самозанятых: заплати разовый социальный платеж и получай право на деньги.

Помощь – одно, но государство тоже получает бонус: налоговики, наконец, обновят свои базы данных на граждан. Два года подряд Налоговый комитет министерства финансов РК расставлял плюшки и рогатки вокруг безработных, самозанятых и ИП, пытаясь заставить их прийти в налоговую. Определить свой статус. Зарегистрироваться. И начать платить налоги! В прошлом году едва не была введена система тотальной сдачи деклараций о доходах. Цель все та же: понять, откуда у нас деньги? Но не срослось. Пилотный проект засбоил, и планы перенесли на 2021 год.

В этом году, по требованию минфина, изменились правила работы предпринимателей с кассовыми аппаратами. Согласно приказу главы ведомства, бизнесмены должны обновить фискальную технику. С функцией передачи данных в базу комитета госдоходов, чтобы налоговики могли в режиме онлайн посмотреть, как идет торговля, например, в магазине напротив.

Проблема на самом деле большая. По данным НПП “Атамекен”, 30 процентов экономики страны сидит в “тени”. На 2015 год доля ненаблюдаемой экономики Казахстана, считают эксперты МВФ, составляла 20 процентов.

Также завтра станет более понятным положение с самозанятыми и безработицей в Казахстане. Формально безработным считается человек, стоящий на учете на бирже труда и получающий пособие. Но таких всего 5 процентов. Это 440 тысяч граждан.

Но при пересчете данных комитета по статистике постоянно куда-то “пропадают” 2,5–3 миллиона человек. Из-за таких разночтений экономику страны рассчитывают с ошибками.

Чем занимаются эти люди? На что живут? Какие у них доходы? На эти вопросы чиновники ответить не могут. Хотя эти продавцы магазинов, таксисты, строители, парикмахеры, домработницы, репетиторы, нянечки, сантехники, электрики, крестьяне, “помогайки” на рынках – под постоянным контролем налоговиков. Все те, чьими услугами мы постоянно пользуемся. Кем их считать? Коварные выплаты: как не остаться без пенсии из-за 42 500 тенге

В 2019 году в Казахстане введен единый совокупный платеж (ЕСП). По задумке минтруда, самозанятые, оплатив его, получат доступ к медицинской помощи, пенсионному обеспечению и социальному страхованию. По итогам 2019 года о своем статусе самозанятого заявили 2,1 миллиона человек.

Теперь все указанные выше сферы закрыты. И пожалуйста – у людей нет доходов. И первой реакцией на предложение государства стало – давай! По данным минтруда на 13 апреля, ЕСП оплатили 269 тысяч человек. Это более чем в два раза превышает показатели прошлого года.

Деньги им дадут. Но сначала посчитают.

Под вопросом продолжение медицинской реформы. Президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручил продлить до 1 июля сроки введения обязательного медицинского страхования (ОСМС). Это означает, что и саму систему ОСМС могут изменить, подкорректировать или вовсе отменить. Пандемия показала, что оптимизировать можно всё что угодно. Но врачей лучше не трогать. Да и структура больниц и поликлиник должна быть другой. Та, что выстраивается сегодня, не совсем подходит для работы в кризис.

На прошлой неделе глава государства анонсировал радикальные реформы в здравоохранении, образовании и науке. Пока неизвестно, как эти сферы будут финансироваться. За время нефтяного бума страна заразилась “голландской болезнью” и постоянно сокращала расходы на науку. Согласно Национальному докладу по науке за 2017 год, внутренние затраты Казахстана на НИОКР в том же году составляли 0,13 процента от ВВП. Это в разы меньше, чем в любой стране ОЭСР. И меньше, чем в Узбекистане (0,21%), Литве (0,85%), Намибии (0,3%) и Сенегале (0,75%).

Приспосабливайтесь. Мы все равно выживем.