ЕС и Казахстан - сотрудничество только начинается? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+16 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
ЕС и Казахстан - сотрудничество только начинается?

ЕС и Казахстан - сотрудничество только начинается?

13 августа 2005 года в г. Алматы министр иностранных дел Касымжомарт Токаев провел встречу со специальным представителем Европейского Союза по странам Центральной Азии Яном Кубишем.

  • 18 Августа 2005
  • 2982
Фото - Caravan.kz

По сообщению ИА KZ-today, в ходе встречи стороны, отметив поступательный характер развития казахстанско-европейских отношений, обсудили вопросы взаимоотношений между РК и ЕС. Подобные отношения всегда имеют в своей основе солидный фундамент, способный не только удерживать, но и гарантировать дальнейший рост сотрудничества.
Итак, что же выступает в роли фундамента в процессе налаживания конструктивного диалога между Республикой Казахстан и Европейским Союзом?
Здесь нужно обратить свои взоры на события, имевшие место быть несколько лет назад. А именно — переход ЕС от роли «наблюдателя» к роли «участника» в региональном масштабе.
В этом отношении действия ЕС условно можно разделить на четыре периода.
Первый период, охвативший временной отрезок 1991-1995 гг. показал, что стратегия ЕС в направлении стран Центральной Азии и Казахстана была выдержана в рамках следующих направлений:
— стабилизация внутриполитической ситуации в центрально-азиатских республиках;
— различного рода приветствие демократических инноваций и европейских норм морали;
— оказание экономической помощи новым демократическим республикам в процессе вступления их в рынок и налаживания внешнеэкономических связей.

В этом случае стоит отметить, что достижение этих целей становилось эффективным только путем финансирования вышеуказанных направлений через заключение межгосударственных договоров в виде беспроцентных кредитов или займов.
Параллельно с финансовой помощью ЕС проводило мониторинг внутриполитической ситуации силами международных и европейских организаций (Например, ОБСЕ, Европарламент, Европейская комиссия, Комиссариат ООН по беженцам, Совет Европы и т.д.).
Подобная политика дала свои всходы, так как многие центрально-азиатские республики осознали, что им выделяют финансовую помощь взамен реформ, которые по европейским стандартам должны быть проведены в республиках Центральной Азии.
Здесь также заслуживает внимания программа «Тасis», которая по своему определению была направлена на помощь республикам бывшего СССР.
Что касается Казахстана, уместно будет упомянуть, что 23 января 1995 года в г. Брюсселе было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Сообществом и их государствами-членами. Данное Соглашение было ратифицировано Парламентом в мае 1997 года и вступило в силу 1 июля 1999 года.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве — являлось основным двусторонним соглашением, направленным на развитие политических, экономических и культурных связей между РК и ЕС.
Соглашение закрепило стремление обеих сторон к укреплению демократии, соблюдению прав человека, власти закона, а также рыночной экономики, а также создало основу для конструктивного политического диалога, создало открытый торговый и инвестиционный режим между его сторонами.
Второй период (1996-2000гг.) можно назвать периодом разочарования, которое охватило страны ЕС после того, как они осознали, что за 1991-1995 гг. республики Центральной Азии не смогли, по представлению ЕС, приблизиться к европейским стандартам рыночной экономики и демократии.
В тоже время насаждающаяся из Запада идеология внесла свой дестабилизирующий момент во внутриполитическую ситуацию в республиках региона. Западный стандарт демократии позволил начать процесс религиозного ренессанса, который по многим параметрам стал генератором антигосударственных настроений в республиках региона. В данном случае уместно будет упоминание событий 1999 года, когда в августе в Кыргызстан впервые вторглись исламские боевики.
И как следствие этого Центральная Азия в этот период стала представлять собой очаг напряженности и нестабильности, который по своим масштабам и непредсказуемости не только затормаживал программы ЕС в регионе, но и дистанцировал от себя европейские страны.
Третий период (2001-2004) можно условно обозначить как попытку ЕС повторно начать проведение своих программ, направленных на достижение трех основных целей:
— становление и развитие демократического общества в центрально-азиатских республиках;
— финансовая поддержка республик региона с целью «привязывания» их к странам ЕС и соответственно к проводимой политике ЕС;
— реализация комплекса мероприятий, направленных на стабилизацию внутриполитической ситуации в республиках Центральной Азии.

В тоже время нельзя упускать из вида, что достижение второй цели находит свое оправдание в решении Каспийского вопроса, энергетический аспект которого в настоящее время для ЕС является как никогда актуальным.
Прослеживается экономическая заинтересованность Европы в освоении энергетических и других минеральных ресурсов Каспийского региона и в частности Казахстана.
Так в Казахстане начали работать такие крупнейшие европейские компании как «ТоталФина», «Аджип», «Эни», «Шелл», «Бритиш Газ», «Бритиш Петролиум».
Здесь также стоит отметить, что после событий 11 сентября 2001 года в США, Европейский Союз кардинально пересмотрел политику в отношении стран Центрально-азиатского региона в сторону акцентирования внимания на усиление в целом регионального сотрудничества. И как следствие этого была изменена схема и стратегия предоставления помощи ЕС.
Так была пересмотрена программа Тасis. Индикативная программа на 2002-2004 гг. стала первой программой, сформированной с учетом принятых ЕС новых инициатив по введению комплексного подхода во взаимоотношениях с Центрально-азиатским регионом.
Общий бюджет трех ежегодных программ действий, в рамках Индикативной Программы в целом составил 150 млн. евро (по 50 млн. евро на каждую программу). При этом надо учитывать, что средства Программы действий были предназначены для всех стран региона: Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, и охватывали как национальные, так и региональные и малые проекты Тасis. К примеру, доля Казахстана в бюджете Программы действий для стран ЦАР на 2002 год, помимо региональных программ, составила только 5,5 млн. евро, которые распределяются по следующим компонентам:

Поддержка реформ в области статистики 0,550 млн. евро
Программа политического консультирования 1,800 млн. евро
Развитие и совершенствование таможенных служб в Центральной Азии 1,000 млн. евро
Программа «Темпус» 0,400 млн. евро
Программа поддержки НПО 2,950 млн. евро
Программа «Бистро» 1,200 млн. евро

Здесь нужно отметить, что объем средств выделенный Казахстану, в рамках этой Программы является наименьшим в сравнении с другими странам региона, поскольку при этом ЕС учитывало более высокие темпы экономического развития и более благополучную социальную ситуацию в стране.
Четвертый период, свидетелями которого мы являемся, направлен на закрепление и расширение позиции ЕС на территории Центральной Азии и Каспийского региона. На сегодня ЕС уже выработал свое видение будущего Центральной Азии как региона, способного стать заслоном на пути наркотрафика, незаконной миграции и религиозного экстремизма.
И в тоже время ЕС активизирует свои действия на Каспии, так как энергетическая потребность в странах ЕС постоянно имеет тенденцию к росту. Уже сегодня становится очевидным, что ЕС в отличие от рассмотренных ранее временных периодов, направляет свои усилия больше в экономическую и энергетическую сферы, оставив вопросы по демократизации, плюрализме мнений и правах человека на второй план.
Осознавая, что программы, не имеющие финансовой составляющей, заранее обречены на провал, ЕС разработал новые направления финансовой помощи странам бывшего СССР, которые в большинстве своем были направлены на оживление оставшейся в республиках промышленности (в большей степени предназначенной для добычи и транспортировки энергоносителей и полезных ископаемых). В результате стал наблюдаться рост товарооборота между странами ЕС и республиками Центральной Азии.
В этом отношении Казахстан является крупнейшим торговым и инвестиционным партнером ЕС в Центральной Азии.
В 2003 году товарооборот между Казахстаном и странами ЕС составил $4,04 млрд., что на 31% выше, чем в 2002 году. Экспорт в 2003 году составил $1,985 млрд., импорт — $2,056 млрд. Основными потребителями казахстанского экспорта являются Италия (7,9%), Франция (2,2%), Нидерланды (1,4%), Великобритания и Германия (по 1,1%).
При этом стоит отметить, что Казахстан рассматривается странами ЕС как страна, поставляющая на Запад энергоносители и полезные ископаемые. Так, в структуре казахстанского экспорта в страны ЕС преобладают нефть и нефтепродукты, неблагородные металлы, сельскохозяйственные, химические и минеральные продукты, текстиль. На сегодня Казахстан продолжает оставаться крупнейшим торговым партнером ЕС в Центральной Азии.
В 2004 году товарооборот между РК и ЕС составил $10,5 млрд.
Нужно отметить, что на сегодня Центрально-азиатский регион для многих стран мира предстает в виде больших залежей полезных ископаемых и богатых месторождений энергоносителей, которые так необходимы западным странам.
Принимая во внимание рост цен на крупнейших мировых товарно-сырьевых биржах, где цена на один баррель нефти составляет $72 и имеет тенденцию к росту, можно прогнозировать увеличение интереса стран мира, в том числе и ЕС к ситуации в Центральной Азии, способной обеспечить Европу энергоносителями.
И вполне вероятно, что в этом случае вопросы о демократии будут постепенно отодвигаться на второй план, уступая дорогу энергоносителям, так необходимым для западных стран с развитыми демократическими институтами.