“Мутации” с бюстом
Для Музея искусств имени Кастеева это беспрецедентный шаг. Одно дело – привозить работы авангардистов и прочих диссидентов с мировым именем. И совсем иначе читается творчество такого ироничного и стебного художника, как Ербосын Мельдибеков. Получилась экспозиция-перформанс, которая рушит привычные представления об искусстве.
“Вечное возвращение” – это первый монографический показ художника. Выставка развернута в шести залах и галерее Кастеевского музея. Согласно термину, принадлежащему Фридриху Ницше, для автора вечное возвращение – это бесконечный круг истории, всё возвращается на круги своя.
Исследуя исторические документы, изображения, статуи, пейзажи и героев, он переосмысливает их. Зачастую с юмором и доходя до абсурда, как это показано в “Мутации” с бюстом Ленина, когда на глазах изумленной публики пролетарский вождь превращается то в Чингисхана, то в Патриса Лумумбу, то в Альберта Джакометти. “Карта Чингисхана, или Шкура красного коня” – фотоинсталляция конской шкуры после разделки с кусками мяса и жира, напоминает художнику топографическую карту Центральной Азии. Посвящена эта работа “Красному коню” Кузьмы Петрова-Водкина – пророчеству грядущей Октябрьской революции.
Маски к дню рождения
Мельдибеков попытается создать диалог между вечно враждующими направлениями – авангардом и реализмом. При этом автор ни на йоту не снимает с себя ответственность за провокацию. Во многих из представленных 18 инсталляций зритель сталкивается лицом к лицу с самим художником.
В серии “…бай-батыры”, представляющей неких мифических героев древности, очевидно портретное сходство с автором работ. Либо “День рождения” – инсталляция из бронзовых слепков своего лица, которые мастер начал делать с 1992 года в день своего рождения. Сначала была просто идея “изъять” физиономический след для какой-нибудь работы, потом спустя много лет повторил упражнение как фрагмент некоей скульптурной композиции. А далее каждый год в день рождения художник намеренно изготавливает свою маску. В итоге дефиле бронзовых портретов стало своеобразной линией времени.
В другой серии бюстов из бронзы “Автопортрет с моими кумирами” Ербосын Мельдибеков трансформируется в образы реальных героев прошлого века. В детстве и юности он мечтал быть похожим на Бала Болатбека и Гани Муратбаева, Сакена Сейфуллина и Токаша Бокина, Сабита Муканова и Джамбула Джабаева. Словно археолог, Ербосын Мельдибеков препарировал культуру, вскрывая ее слой за слоем, и привел к мирному диалогу историческое прошлое и настоящее.