Ербосын МЕЛЬДИБЕКОВ. То ли Ленин, то ли Чингисхан... А, может, Патрис Лумумба? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ербосын МЕЛЬДИБЕКОВ. То ли Ленин, то ли Чингисхан... А, может, Патрис Лумумба?

Ербосын МЕЛЬДИБЕКОВ. То ли Ленин, то ли Чингисхан... А, может, Патрис Лумумба?

"Вечное возвращение". Так называется персональная выставка одного из самых провокационных художников Центральной Азии в Музее имени Кастеева в Алматы.

  • 20 Февраля 2015
  • 2583
Фото - Caravan.kz

“Мутации” с бюстом

Для Музея искусств имени Кастеева это беспрецедентный шаг. Одно дело – привозить работы авангардистов и прочих диссидентов с мировым именем. И совсем иначе читается творчество такого ироничного и стебного художника, как Ербосын Мельдибеков. Получилась экспозиция-перформанс, которая рушит привычные представления об искусстве.

“Вечное возвращение” – это первый монографический показ художника. Выставка развернута в шести залах и галерее Кастеевского музея. Согласно термину, принадлежащему Фридриху Ницше, для автора вечное возвращение – это бесконечный круг истории, всё возвращается на круги своя.

Исследуя исторические документы, изображения, статуи, пейзажи и героев, он переосмысливает их. Зачастую с юмором и доходя до абсурда, как это показано в “Мутации” с бюстом Ленина, когда на глазах изумленной публики пролетарский вождь превращается то в Чингисхана, то в Патриса Лумумбу, то в Альберта Джакометти. “Карта Чингисхана, или Шкура красного коня” – фотоинсталляция конской шкуры после разделки с кусками мяса и жира, напоминает художнику топографическую карту Центральной Азии. Посвящена эта работа “Красному коню” Кузьмы Петрова-Водкина – пророчеству грядущей Октябрьской революции.

Маски к дню рождения

Мельдибеков попытается создать диалог между вечно враждующими направлениями – авангардом и реализмом. При этом автор ни на йоту не снимает с себя ответственность за провокацию. Во многих из представленных 18 инсталляций зритель сталкивается лицом к лицу с самим художником.

В серии “…бай-батыры”, представляющей неких мифических героев древности, очевидно портретное сходство с автором работ. Либо “День рождения” – инсталляция из бронзовых слепков своего лица, которые мастер начал делать с 1992 года в день своего рождения. Сначала была просто идея “изъять” физиономический след для какой-нибудь работы, потом спустя много лет повторил упражнение как фрагмент некоей скульптурной композиции. А далее каждый год в день рождения художник намеренно изготавливает свою маску. В итоге дефиле бронзовых портретов стало своеобразной линией времени.

В другой серии бюстов из бронзы “Автопортрет с моими кумирами” Ербосын Мельдибеков трансформируется в образы реальных героев прошлого века. В детстве и юности он мечтал быть похожим на Бала Болатбека и Гани Муратбаева, Сакена Сейфуллина и Токаша Бокина, Сабита Муканова и Джамбула Джабаева. Словно археолог, Ербосын Мельдибеков препарировал культуру, вскрывая ее слой за слоем, и привел к мирному диалогу историческое прошлое и настоящее.