Социологи Института политических решений провели исследование и выяснили, что основная масса граждан привыкла к ЕНТ и считает тестирование приемлемой формой оценки знаний – такой ответ дали 69% опрошенных. Львиную долю в «группе поддержки» ЕНТ составили учителя (75,8%). Родители же, напротив, настроены довольно критично – они составили треть от тех, кто требует заменить ЕНТ. Между этими крайними точками зрения разместилась группа граждан с умеренным отношением: около трети опрошенных (27,8%) за то, чтобы совместить ЕНТ с привычными устными и письменными экзаменами.
За что казахстанцы критикуют или одобряют тестирование? К светлой стороне ЕНТ казахстанцы отнесли следующее: тестирование дает возможность поступить в вуз по месту проживания, сама процедура поступления становится проще, это стандартная оценка знаний для всей страны, ЕНТ совмещает в себе два экзамена – выпускной из школы и вступительный в вуз. Также в «плюсах» – равный доступ к высшему образованию независимо от уровня достатка, правда, так считают в большей степени люди обеспеченные, с которыми не согласны граждане с меньшими доходами.
Обратная сторона ЕНТ, на взгляд казахстанцев, состоит в том, что тестирование делает массу школьников безликой, не позволяет выявлять их индивидуальные особенности. Беспокоит граждан и то, что тестирование меняет настрой на конечный результат образования – сдача ЕНТ выходит на первый план, заслоняя необходимость получить качественные знания. Большинство опрошенных подчеркнули, что ЕНТ давит на психику: 81% указывали на повышенное психологическое давление, расстройство психики, случаи депрессии и суицидального поведения.
Узнать больше про «плюсы» и «минусы» ЕНТ, про отношение учеников и родителей к условиям сдачи ЕНТ и многое другое можно в отчете Института политических решений здесь http://www.ipr.kz/projects/2/1/60