Е-мое правительство - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+15 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Е-мое правительство

Е-мое правительство

Совсем скоро у нас будет другое правительство. Виртуальное.

  • 15 Декабря 2004
  • 1082
Фото - Caravan.kz

По крайней мере еще на прошлой неделе план мероприятий по реализации программы электронного правительства должен был быть представлен на рассмотрение правительства реального.
Аналоги такой структуры создаются с переменным успехом по всему миру, называясь скромно, но с достоинством — e-government.
Цели самые благие — вовлечь граждан страны в управление государством, приблизить чиновников к народу, изжить коррупцию и сократить время доставки необходимой информации от кабинета госучреждения в народные массы.
Знакомая студентка из Швейцарии рассказывала, как с помощью подобного проекта у них в кантоне реализуется идея самоуправления: каждую неделю городской совет выносит на всеобщее голосование жизненно важные для жителей вопросы, которые намерен решать на ближайших заседаниях.
Информация об этом публикуется в местной газете, есть она и на сайте администрации. И каждый из жителей голосует за то или иное решение. Обсуждается все: от необходимости строительства новой школы до целесообразности повышения зарплаты городским дворникам или выдачи лицензии на установку еще одного сувенирного киоска. Голосовать можно любым способом — либо на специальном участке, либо послав письмо обычной почтой, либо по e-mail. Понятно, что последнее намного удобнее — нажал на мышку и никаких хлопот.
У нас, несмотря на то, что сроки поставлены жесткие, дело продвигается со скрипом. Реально на сегодня работают только сайты Налогового комитета и таможни, которые с недавних пор стали принимать декларации в электронном виде.
Можно отметить сайт Северо-Казахстанского акимата, где можно задать свой вопрос любому из чиновников и тут же получить ответ. Можно назвать и несколько других электронных адресов. Но основная масса сайтов органов управления носит пока откровенно имиджевый характер, создается для «галочки» и практически не поддерживается и обновляется редко.
Да и найти их бывает непросто. В идеале — е-правительство должно быть единым порталом, через который было бы удобно найти любую правительственную или территориально-административную структуру. Сегодня практически у каждого акимата есть свой сайт. Но кто догадается о том, что сайт Западно-Казахстанского облакимата, (кстати, признанный недавно интернет-спецами на конкурсе AWARD-2004 одним из лучших в своей номинации) находится по адресу www.western.kz?
Все — в единой базе
Есть у меня одна проблема — вот уже несколько лет не могу получить одну справку. Дело в том, что нужное мне учреждение выдает такие справки только по средам, а у меня на работе среда — самый загруженный день.
По странному расписанию, многочисленные учреждения устанавливают свой режим работы с гражданами, и, как правило — не слишком удобный для этих самых граждан — чтобы получить информацию, заплатить налог, получить необходимые справки, приходится отпрашиваться с работы и часами простаивать в очереди.
Гораздо проще, когда все необходимые сведения о гражданах собраны в единую систему- это кстати, еще одна задача проекта.
На днях правительство обсудило очередной этап создания е-правительства — национальную идентификационную биометрическую систему «ИН-БИО».
По мнению разработчиков эта система должна свести воедино все данные конкретного физического лица — удостоверение личности, СИК, РНН, и прочую значимую информацию.
И все это — в единой системе. То есть простаивать рабочие часы в очереди за различными справками уже не придется, таскать с собой во время визитов в различные инстанции кучу документов — тоже.
С другой стороны, многим из нас совсем не хотелось бы, чтобы полная информация о них была доступна всем и каждому. И не потому, что есть что скрывать. Просто неприятно от мысли, что кто-то может использовать эти данные тебе во вред. Недавно вон даже на сайте Интерпола хакеры нашли лазейку в программном обеспечении, с помощью которой можно сфабриковать запрос на розыск любого реального или вымышленного лица.
Где гарантия, что однажды номер вашего удостоверения, СИК и РНН не появятся в списке особо опасных преступников в базе какого-нибудь РОВД?
Кстати, доступ к базам данных е-правительства и их защищенность от несанкционированного проникновения — самый больной вопрос этого на самом деле чрезвычайно полезного проекта.
Кухарки и государство
Еще одна большая проблема, стоящая на пути благих намерений — удаленность граждан от Интернета. Согласно некоторым данным, возможностью выхода в него обладает от силы 1 процент казахстанцев.
Подобная же проблема стоит и в других государствах — только там цифры другие — в самых развитых государствах интернетизировано около 40 процентов граждан. Причем, возможность (или желание?) выйти во Всемирную сеть зависит от уровня образования ( в первую очередь), от уровня доходов, от места работы.
А вот от места жительства — не всегда. Индийские журналисты рассказывали, что у них
крайне редко возникают проблемы с передачей информации в редакции, поскольку практически в каждой деревне есть интернет-кафе.
Но так или иначе, пока выходом в портал е-правительства не будут осчастливлены все граждане страны (любой, не только нашей) о полном равенстве возможностей говорить не приходится.
Некоторые особо технически развитые государства устанавливают на улицах специальные будки, наподобие телефонных, для связи с е-правительством. Как показала практика, это неплохой выход. Кстати, возвращаюсь к предыдущему разделу, можно отметить: чуть меньше половины таких обращений по самым разным вопросам происходит в нерабочее время, то есть тогда, когда госучреждения обычно уже закрыты, и получить какую-либо информацию просто невозможно.
Конечно, с каждым днем доля подключения к Интернету будет увеличиваться — сейчас усиленными темпами интернетизируются школы, и даже учителей в приказном порядке отправляют учиться компьютерной грамоте. Провайдеры предлагают условия подключения — одно заманчивей другого.
Однако, до сих пор Интернет остается довольно дорогой игрушкой, особенно вдали от обеих столиц. Согласно опросам, большинство граждан пользуются им на работе, и то, если в офисе — неограниченный трафик.
На том же сайте Северо-Казахстанского облакимата есть любопытные данные: на вопрос, где именно вы подключаетесь к Сети, 100 процентов посетителей сайта ответили — на работе. Но самое интересное: 100 процентов опрошенных — это 12 человек.
В идеале, е-правительство будет максимально эффективным тогда, когда любая кухарка сможет войти в е-правительственный портал прямо со своей кухни. Только тогда затраченные на создание е-правительства деньги (а это чуть меньше 52 миллиардов наших с вами тенге) не будут выброшены на ветер.
Ну а кухарки на самом деле реально начнут управлять государством.