Сообщения о том, что на реке Арысь пройдет очередная весенняя регата, многие любители активного отдыха ждали с понятным волнением. То пандемия с ее запретами на массовые мероприятия, то постпандемийный период с его перестраховками – а народ соскучился по выездам на природу и встрече с друзьями. Тем более что регата не состоит лишь из одного сплава по реке, она продолжается вечерним концертным выступлением на фестивальной поляне с традиционной ночевкой, кострами под гитару и походами в гости – от палатки к палатке. Но все опасения позади, и в субботнее утро на берегу Арыси стало тесно от разложенных катамаранов, команд-сплавщиков и невероятного количества болельщиков. Последние приехали с детьми, домашними питомцами – все хотели по полной использовать возможность выезда на природу.
Сплавщики со стажем не без гордости утверждают, что Арысь – не просто 2-й категории сложности, но даже имеет буквенный индекс “У” – усложненная.
Что есть, то есть. Особенно в пору весенней многоводности. Тогда сплав по реке становится не просто усложненным, но и трудным. А в некоторых случаях и вовсе хочется закрыть глаза со страху. Как нельзя войти в одну и ту же реку дважды, так невозможно одинаково пройти по Арыси, которая всегда полна сюрпризов.
– По реке предстоит пройти около 20–25 км. Точнее сказать сложно: Арысь очень сильно петляет. Здесь нет порогов, но усложняет жизнь сплавщиков большое количество "расчесок" (деревья, которые висят над водой) и коряг под водой – расслабляться не получается. Перекат – поворот, перекат – "расческа", поворот, а за ним бревно реку перегораживает, где-то в протоку влетишь, не заметив основного русла. В общем, – это нескучный сплав, – делится многолетней практикой вице-президент Федерации туризма РК Владимир БОРОДУЛИН.
Традиционно сплав состоит из спортивной и любительской части. В спортивной регате приняли участие 6 шымкентских команд, в любительской – с десяток команд “вольных” сплавщиков, не считая тех, кто уже по окончании официального сплава самостоятельно, для души, проходил дистанцию. Таких тоже нашлось предостаточно.
По многолетнему опыту знаю, что соревноваться со спортсменами-сплавщиками – дело безнадежное. На первых совместных регатах мы с друзьями еще как-то пытались соответствовать. Однако в ходе сплава, осознав бесполезность попыток и постыдный для самолюбия конечный результат, стали выбирать соперников из числа любителей. Но и здесь, пару раз продув вчистую молодым слаженным командам, отдали предпочтение возрастным конкурентам послабее. Тем, кто, по обыкновению, замыкал гонку.
Регата
Огромное количество разноцветных катамаранов на берегу переросло в качество на воде. И люди, и плавсредства создали вполне приличное столпотворение. Но вот с небольшим интервалом уходят от старта сплавщики-спортсмены. Глядя на них, утешаешь себя мудростью современного философа: “Если невозможно достичь скорости света, зачем стараться. Всё равно никто не увидит и не оценит”. Следом с видом бывалых моряков отправляются на маршрут и любители. Доходит очередь и до нашего экипажа. Помимо меня в нем 3 “матроса” – 2 юноши, 15 и 17 лет, и мой 40-летний напарник по корме. Весло впервые в жизни взял в руки утром на берегу – для фотосессии. (Я, как самый возрастной, понятно, “капитан”.) С трудом преодолевая быстрое течение, мы всё же отошли от берега. Поехали…
Предваряя сплав, опытные водники неустанно внушают новичкам: главное – безопасность экипажа. Можно восстановить всё, кроме здоровья и жизни.
А река, Арысь тем более, требует к себе очень внимательного и трепетного отношения. Расчески, коими изобилует река, в одно мгновение могут снести экипаж с катамарана. Вот и мы в первые минуты сплава активно выполняем команды. Дальше будет сложнее, и времени на раздумья просто не останется.
Дистанцию мы прошли часа за 3 с небольшим. С учетом того, что течение реки около 8 километров в час, создается впечатление, что мы сидели сиднем. Но отдыхать нам точно было некогда. При этом за 3 часа сплава наш экипаж раза 4 садился на мель, примерно столько же – на коряги и ветки, с которых с огромным трудом пришлось сниматься, погружаясь по грудь в воду. Но зато нам удалось миновать "расчески", сохранить в целостности катамаран и не потерять никого из экипажа. Конечно, наши стиль и скорость прохождения были далеки от идеальных. – Если в прошлом году дистанция была в форме ралли – это и обнос препятствий, и прохождение ворот, и элементы спасательных работ, то в этом году спортивная часть сплава представляла собой чистую гонку. Лучший результат – 1 час 31 минута. Хотя на прошлых сплавах были и те, которые проходили дистанцию за 1 час 20 минут. Но это всё относительно. Ведь на время прохождения влияют и скорость течения, и наличие природных препятствий, и количество воды. Так, в этот раз на финише в промежутке 8 минут уложились 5 команд, которые шли впритирку друг за другом, – подвел итоги спортивных состязаний Владимир Бородулин.
На поляне
Поляна – это, по сути, огромный выездной лагерь. Немереное количество палаток, людей, которых привело сюда желание встретить близких себе по духу и взглядам на жизнь. Невдалеке – импровизированная сцена с огромным баннером: “Весенняя регата “Арысь-2022”, что указывает на обязательное вечернее музыкальное продолжение тусовки. А его многие ждут не меньше самой регаты.
– Люблю наши местные музыкальные группы, люблю такую неформальную атмосферу. Здесь человеческая доброта в чистом виде, никаких заскоков, нет криминала. Ты подходишь к любому столу и палатке – везде открытое и душевное общение. Я здесь никого не знаю, но все встречают друг друга как братья. Сама атмосфера праздника – она непередаваема. Такую редко где можно встретить, – делится впечатлениями бывший гандболист, 8-кратный чемпион Казахстана, 44-летний Егор БЛИНОВ.
Егор приехал с семьей и домашним любимцем Пашей – австралийским попугаем-кореллой. Было волнительно, как заморская птица отнесется к климату поляны. Но все опасения, как оказалось, напрасны.
А человеческие отношения, вероятно, имеют свойства влиять и на климат. Под огромным шатром и за не менее большим столом, рассчитанным на полсотни человек, беседуют ветераны путешествий, сплавов, туристических походов в горы и в пустыни. Один из них – Ербол Уразалин. Собственно, это его стараниями установлен шатер и готовятся практически на всех сплавах и для всех участников плов, сорпа, домляма и много всяких вкусностей. На вопрос о том, зачем это делается, ведь всё очень затратно, получаю простой ответ.
– Если я могу себе позволить накрыть стол для друзей, почему это не сделать? Здесь собираются люди одного плана: любят активный отдых, горы, у них схожие взгляды на жизнь. Здесь есть возможность общения с друзьями, романтиками по жизни. Что интересно: ты – русский, Степа – кореец, я – казах, а национальность у нас у всех одна – человек, который не делит свою жизнь между национальностями. И не может быть плох казах, русский, украинец или мордвин. Может быть плохим человек, вне зависимости от национальности, – озвучил свою позицию бизнесмен и меценат Ербол УРАЗАЛИН.
У сцены
За общением время прошло незаметно, а у сцены стало оживленнее. Вот репетируют две миловидные девушки – Юлианна и Галина. Как выяснилось, они две из пяти дочерей известного шымкентского музыканта Владимира Кима. Одна приехала из Австралии, другая – из Турции, где живут и работают. Но отдых на поляне – это святое. Без терпенья нет спасенья: как прошел чемпионат страны по комбинированному туризму
– На эту регату мы ездим с детства – это уже семейная традиция. Просто любим нашу природу, душевные вечера, родные лица людей, которых знаем с раннего детства.
– И всё же, в Австралии есть, казалось бы, всё – золотоискатели, саванны, жирафы…
– Австралия невероятно красивая. Таких красок я не видела нигде. Но наша природа, наши горы, наша семья, друзья – это то, о чем я скучаю всегда. Моря, океаны – это всё прекрасно, но гор не хватает… И пусть звучит вычурно, но сердце всегда здесь, – делится своими переживаниями Юлианна.
Проходит еще несколько минут, и девушки вместе с отцом уже на сцене в привычной с детства для них ипостаси.
Здесь же у сцены встретил своего сокурсника по институту, коллегу по археологическим раскопкам, а ныне большого московского ученого Игоря Савина. Понятно, что с вопросом о том, что он хотел увидеть на поляне и оправдались ли ожидания, обратился к нему.
– Увидел, что люди, несмотря на разницу во взглядах, готовы друг друга слушать и понимать, а также уважать чужую точку зрения и взгляды. Боялся, что может быть по-другому, но, к счастью, этого не произошло. Из возможных ощущений, добро или конфронтация, – здесь добро, – заявил Игорь САВИН, заведующий сектором центра изучения Центральной Азии, Кавказа и народов Поволжья Института востоковедения РАН.
ШЫМКЕНТ
Фото Сергея ПАВЛЕНКО, Сергея БАКАНОВА, Александра ГРИЩЕНКО