– Акция правительства Германии и наш проект изначально не были связаны, но теперь помогают друг другу, – говорит Борис ЖАПАРОВ, директор Архива Президента. – Для нас главное – восстановление имен тех, кто в годы войны попал в плен. По оценкам экспертов, 5,7 миллиона советских солдат побывали в плену. Более 200 тысяч из них – казахстанцы. Архив Президента РК восстановил имена более 35 тысяч военнопленных. Большинство узников погибли в лагерях: были сожжены в крематориях или умерли от голода, холода, истязаний, болезней… Только 30 тысяч казахстанцев вернулись домой. В 1947 году их осудили военным трибуналом и отправили в лагеря. Кого-то приговорили к расстрелу, кого-то осудили на 25 лет.
Справка “Каравана”
Приказом № 270 от 16 августа 1941 года военнослужащих Советской армии, оказавшихся в плену, объявляли предателями и изменниками родины. Это клеймо распространялось и на их родственников. Членов семей военнопленных не допускали в вузы и на работу в госорганы. 99 процентов военнопленных ушли из жизни очерненными.
– Большинство вернувшихся из плена умерли в лагерях НКВД. На всех заведены соответствующие дела и карточки, – говорит г-н Жапаров. – Сейчас эти данные есть в архивах МВД. Я искал и в архивах немецкого города Фрайбурга. И там столкнулся с проблемой идентификации: в немецких лагерях казахи были записаны как “туркмены” – тюркские люди.
– Сколько живых военнопленных-казахстанцев можно еще найти?
– Сегодня во всей Южно-Казахстанской области (с ее двухмиллионным населением) отыскали только десять человек. Возможно, по стране их осталось около сотни. Я направил письмо на имя министра обороны с просьбой оказать содействие через военные департаменты в поиске таких лиц. Мы готовы дать свои консультации, оказать нужную поддержку. И подготовили проект указа по реабилитации бывших военнопленных. Российская Федерация в 1995 году оправдала своих аналогичным указом президента Ельцина.
– Об этой акции бундестага и правительства ФРГ мы узнали в прошлом году, – говорит Жибек Байкаш, главный эксперт управления научной публикации документов Архива Президента РК. – О том, что решение принято, узнали через генеральное консульство Германии в Казахстане. Стали искать в своей базе данных оставшихся в живых. Сейчас помогаем им оформить и отправить документы в адрес министерства финансов ФРГ.
– Как это выглядит?
– Сначала анкету заполняют сами ветераны. И не всегда правильно. Поэтому мы проверяем документы перед отправкой в Федеральное ведомство централизованных служб и нерешенных имущественных вопросов.
– Неужели заполнить анкету настолько сложно?
– Много нюансов. Например, первый пункт заполняется латиницей. В анкете необходимо указать IBAN – международный номер банковского счета, который пенсионер должен узнать у себя в банке или открыть его. Нужны все архивные справки, копии дела и военного билета с указанием, что человек был в плену. Из-за того, что все вернувшиеся военнопленные прошли фильтрационные лагеря, на каждого из них заведено дело. На основании этих дел есть карточка, из нее получают архивную справку. Получение справки опять-таки отнимает время. Военнопленные или их родственники должны написать заявление в архив МВД или областные и городские ДВД. Справка обычно готовится в течение 15 дней.
– На каком языке заполнять анкету?
– Предусмотрена возможность заполнения на русском, английском и немецком языках. Если документы на английском или немецком, то процедура рассмотрения проходит быстрее. Если на русском, то их будут переводить.
– На каком языке заполнены поступившие анкеты?
– У нас пока 6 анкет на русском языке, одна – на английском…
В прошлом году сотрудники архива нашли двух бывших военнопленных: в Акмолинской и Алматинской областях.
– Заполнить анкету они не успели, – сокрушается Жибек. – Возраст. Уроженец Алматинской области умер до того, как мы узнали об акции бундестага. Директор Акмолинского архива выслал нам копии необходимых документов по “своему” ветерану, но вот заполнить анкету он не успел – скончался.
– Жибек, а скольких бывших военнопленных вы нашли в этом году?
– В этом году семь человек подали документы, и уже на этой неделе мы отправили заявки в Берлин. Все найденные военнопленные живут в Южно-Казахстанской области. Не так давно мы нашли еще двоих. В Карагандинской и Западно-Казахстанской областях. Но они документы еще не подали: выясняют все необходимые данные.
– Могут ли наследники подать заявление?
– Наследники умершего – нет. Подача заявления третьим лицом возможна, только если бывший военнопленный недееспособен и есть доверенность на доверенное лицо или опекуна. В анкете также указано, кто может получить компенсацию в случае смерти заявителя, если он успел подать заявку: это или дети, или внуки, или супруг / супруга.
– Как думаете, скольких еще военнопленных вы сможете найти?
– Никто не знает. Сегодня мы нашли еще одного бывшего военнопленного. Его семья сама обратилась к нам – они узнали об акции бундестага из телепрограммы. Он был в плену только неделю, но срок пребывания в лагере не оговорен. Дочь этого человека уже не может узнать у него подробности – он инвалид. Проблема еще и в том, что люди не знают, какие документы нужно искать. У кого-то нет военного билета или он не смог его восстановить. Тем, у кого нет документальных доказательств на руках, нужно надеяться только на архивные справки. Да и не факт, что в наших архивах есть все сведения. Но и у Германии есть свои архивы, так что, думаю, попытаться подать заявку стоит всем ныне живым военнопленным.
Регина ПАК, АЛМАТЫ