19 июня в СМИ появилась информация о том, что Россия объявила торговую войну Соединенным Штатам Америки. Министр экономического развития РФ Максим ОРЕШКИН анонсировал введение контрмер в отношении американских компаний.
Ведомство отмечает, что российские власти приняли решение ввести «балансирующие меры» в отношении импорта из США, речь идет о дополнительных пошлинах на американские товары. Новые ограничения будут введены в «ближайшее время».
Ограничения приняты в ответ на протекционистские пошлины США на импорт стали и алюминия, однако окончательный перечень товаров МЭР не раскрыло.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с политологом Данияром АШИМБАЕВЫМ, дабы выяснить, как противостояние двух сверхдержав может отразиться на Казахстане.
— Для чего Дональд Трамп развязал торговую войну чуть ли не со всем миром?
— Дело в том, что Америка впустила ряд стран на свой внутренний рынок. Это привязывало их к американской валюте, но уничтожало американскую промышленность. Производство было выведено в страны третьего мира либо умерло в конкурентной битве с другими державами.
Перевод производства и инвестиций в страны с дешевой рабочей силой приводит к тому, что национальная экономика перестает развиваться. Продвигались интересы зарубежных производителей. К тому же продолжает расти внешний долг США.
В итоге возникает ситуация, что интересы элиты удовлетворяются, а население страдает, и очевидным шагом стало развитие экономического национализма: защита рынка от чужой продукции, ставка на собственное производство и создание рабочих мест.
Трамп решил поступить именно так, но, разумеется, это не всегда оправданно. Однако глобальный истеблишмент выступает против этого решения.
— Кому это соперничество принесет больший вред: России или США?
— Несмотря на натянутые отношения, существует масса каналов, по которым стороны не прекращают сотрудничество: аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика. Также США не закрыли каналы для оттока российских капиталов на Запад. К примеру, в прошлом году утекло около триллиона долларов.
Определенные взаимодействия между Россией и США все равно остаются. Санкции позволили российскому сельскому хозяйству, легкой и пищевой промышленности получить фору, которую они не могли выиграть в течение 25 лет. Обе державы получают от этого определенную выгоду.
Многие люди видят только огромные угрозы и не замечают другой картины мира. Однако к новой экономической модели Россия пока не готова. По подсчетам экономистов и политологов, в России при Путине и Медведеве закрылось больше заводов, чем при Ельцине, в том числе уникальные и крупные производства.
Текущий конценсус серьезно вредит мировой экономике и влияет на социальный фактор.
— Как эта торговая война может сказаться на мировой экономике?
— Торговые войны, в принципе, коробят сложившуюся систему мировых отношений, договоренностей между финансовыми элитами, систему ВТО (Всемирная торговая организация) и так далее. Только расшатав её достаточно, можно говорить о попытках выстраивания контуров новой мировой экономики.
Пострадавшие будут, к примеру, из числа гламурной элиты России, и то только из-за того, что они потеряют возможность покупать швейцарский сыр. Вопрос в том, готова ли страна заплатить такую цену за модернизацию собственной экономики или же интересы любителей сыра окажутся важнее интересов рядового народа, который рискует остаться без работы.
— Как противостояние между США и Россией может отразиться на Казахстане?
— Ситуация такова, что Россия находится в состоянии санкционной войны с США, а наша страна является членом и ВТО, и ЕАЭС. Казахстан будет действовать по примеру Беларуси, которая использует свое положение для обхода торговыми предприятиями российских санкций, производя огромное количество товаров.
В российской прессе был материал о том, что Казахстан является так называемой «дырой» по поставкам в Россию санкционных продуктов. Понятно, что какие-то наши структуры в этом плане сильно задействованы.
С другой стороны, за последнее время с прилавков магазинов пропало огромное количество качественных товаров. В частности, нет многих видов лекарств, продуктов питания. Производимые на Западе продукты у нас либо исчезли напрочь, либо сильно подорожали. Как правило, их заменяют более дешевым ассортиментом, чтоб не показать отсутствие необходимой продукции.
Для людей, нуждающихся в определенных лекарствах или в качественной пищевой продукции, это огромная проблема.
— Как дальше будут развиваться события? Будет ли конфликт обостряться и к чему это может привести?
— Казахстанские производители не продемонстрировали обещанной гибкости по замещению рынка. Они били себя в грудь, крича, что помогут России справиться с дефицитом на рынке. Но сейчас ни об экспорте, ни об импортозамещении речи вовсе не идет.
По официальным данным, в Казахстане идет падение реального дохода населения, соответственно сокращается емкость рынка. Также по косвенным и прямым явлениям заметно, что с такими трудностями казахстанская экономика не готова справляться.
Большие деньги были вкачаны, а результат – вопрос дискуссионный. Много было разворовано или потрачено в никуда, достаточно взглянуть на недавний отчет Счетного комитета.
Встает вопрос: как долго казахстанская экономическая парадигма сможет еще просуществовать? Все привыкли к тому уровню благосостояния вследствие высоких цен на нефть, а в обозримом будущем их не будет. Вопрос, насколько экономика страны способна справиться с внешними рисками, не говоря уже о внутренних, становится практически угрозой национальной безопасности страны.