Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК кандидат политических наук Мадина Нургалиева рассказала корреспонденту Caravan.kz о главных пунктах статьи Президента Нурсултана Назарбаева "Семь граней Великой степи", а также о том, какое влияние она окажет на будущее развитие Казахстана.
— В чем, на ваш взгляд, заключается актуальность статьи Президента «Семь граней Великой степи»?
— Мне кажется, эта научная статья является логическим продолжением прошлогодней статьи Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Если тогда Нурсултан Назарбаев высказывал свои идеи о будущем развитии страны, то текущая работа больше отсылает к истокам прошлого. Она нацеливает на то, чтобы собрать самые лучшие практики, навыки, компетенции и использовать их в современное время.
Это своеобразное переосмысление истории Казахстана. Причем здесь нельзя выделять какие-то отдельные моменты. У каждого народа, проживающего в нашей стране, есть свои особенности, но наша общая история — это лоскутное одеяло, сотканное из общей картины прошлого.
Мне кажется, что Нурсултан Абишевич ввел новый перспективный дискурс. В этой статье мы видим синхронизацию старых и новых вещей, которые преобразовываются в современную картину мира.
— Какие моменты из этой научной публикации вы могли бы выделить?
— Меня очень зацепило выражение «технологии Великой степи» — это отсылка к нынешней эпохе, но с явными отголосками прошлого. Кроме того, мне понравилось, как Президент отметил, что в Казахстане зародился прообраз современной одежды и обуви. Также было упоминание о зарождении яблок и тюльпанов, это самые часто цитируемые вещи на сегодняшний день.
Также г-жа Нургалиева отметила, что в статьях Президента всегда присутствуют две части: философская и практическая.
— Первая – это его размышления о векторе развития современного Казахстана, а вторая – это конкретные проекты, предложения и инициативы. Именно вторая часть всегда начинает реализовываться.
Примером может служить его инициатива о создании «Архива-2025». Он упоминает, что это не должно превратиться в «академический туризм», то есть Президент изначально пресекает любые коррупционные моменты, которые могут быть связаны с этим.
— Действительно ли это так необходимо?
— Абсолютно, ведь у нас в стране нет единого реестра исторических документов, артефактов и т. д. Студенты, школьники, иностранные туристы и представители различных общественных организаций регулярно посещают отечественные архивы. Через это они знакомятся с историей нашей страны.
Но искать информацию в разных точках непрактично и неудобно, а тут все будет структурировано и собрано в одном месте. Плюс когда информация подается в современном формате – это, наоборот, завлекает еще больше и позволяет впитать всю необходимую информацию.
Кроме того, нельзя не отметить перевод музеев и выставок в современный цифровой формат.
— Также Нурсултан Назарбаев упоминал о том, что необходимо уделить особое внимание созданию масштабных культурных выставок, документального и художественного кино, которое рассказывало бы об истории нашего края. Как, по-вашему, поспособствует ли этот пункт развитию казахстанского кинематографа и мультипликации?
— Мне в этом контексте больше импонирует внимание к казахстанской молодежи, а именно, к детям. Современные отечественные мультики не отражают весь колорит народа Казахстана и нашу многовековую историю. Это необходимо продвигать и работать над созданием качественного контента.
Сейчас у нас идет своеобразная эпоха казахстанского ренессанса, прослеживается определенный импульс в развитии современного отечественного кино. Причем большинство нынешних фильмов именно исторической направленности. Думаю, научная статья Президента только увеличит этот эффект.
«Семь граней Великой степи» – это квинтэссенция всего, что происходило, происходит и что будет происходить в истории нашей страны.
— Как, по-вашему, может ли эта статья отразиться на сфере образования? Стоит ли ожидать её реализации в школьных и университетских программах?
— У нас не было такого, чтобы какие-то важные статьи или научные программы главы государства проходили мимо образовательной сферы. Тут вопрос заключается в том, с какой интенсивностью и в каком виде эти вещи будут имплементированы в систему образования.
Детсады, школы и вузы будут по-разному обсуждать и инкорпорировать эти вещи в текущие образовательные программы. Возможно, будут отдельные обсуждения, классные часы или семинары, посвященные этой теме. Ведь эта статья является переосмыслением нашего исторического прошлого, но с современным подтекстом.