В припаркованных возле фешенебельного столичного отеля грязных авто далеко не все любопытствующие могли различить уникальные образчики стоимостью в миллион евро. Грязные водители в пыльных куртках, с обгоревшими носами и лбами тоже мало походили на миллионеров, коими в большинстве своем являются. Но тут всё как в жизни: первое впечатление обманчиво.
Машины на финише считают
Ралли Пекин – Париж – одно из самых престижных и дорогих в мире. Начать хотя бы с того, что участвовать в нем могут лишь автомобили, выпущенные до 1976 года. Согласно правилам состязания, они должны быть оснащены оригинальным мотором и преодолеть все 14 997 километров пути от Пекина до Парижа самостоятельно. По бездорожью.
– У нас сгорели два сцепления, полностью отказывали тормоза, когда мы спускались с одной горы в Монголии, перегорал стартер. Шины, рессоры ломались… Но это естественно – машина немолодая, так что всегда возим с собой множество запчастей, – рассказывает о том, как добрались до Нур-Султана, Шарлотт ЛОКАРТ из Новой Зеландии.
Они с мужем на своем “Chevrolet Special Deluxe” 1941 года участвуют в ралли Пекин – Париж во второй раз и говорят, что маршрут в Казахстане куда легче, чем в России, и особенно – в Монголии.
В этом году на участке в этой стране сошли с дистанции около десятка экипажей: дождливая погода, сложный переход через пустыню – не каждый современный джип выдержит такой трип, что уж говорить о машинах, самой молодой из которых 40 с хвостиком? Согласно официальной информации, из Пекина выехало 120 экипажей, до Нур-Султана добралось на 30 машин меньше.
Вообще же ралли Пекин – Париж впервые состоялось в 1907 году: французская газета предложила смелым доказать, что при наличии автомобиля для человека нет преград и можно добраться самостоятельно даже до Азии. На призыв откликнулись пятеро автовладельцев. Потом начались войны, и об идее свободы передвижения на долгие годы все забыли. Вспомнили через 90 лет, а с 2007‑го гонка стала регулярной и проводится раз в три года. Нынче впервые десятая часть пути пройдет по Казахстану. Для нас это и страновая реклама, и экзамен одновременно.
Засветили координаты
– Сейчас почти полночь, а я все еще по столичным СТО с участниками ралли мотаюсь: у некоторых достаточно серьезные поломки, но хочется, чтобы гонка прошла с наименьшими потерями. Так что приходится нашим токарям некоторые детали вытачивать срочно, – рассказывает организатор ралли Пекин – Париж по Казахстану Денис АКСЕНОВ.
Именно на него несколько лет назад вышли организаторы гонки из Лондона и предложили разработать альтернативный маршрут через Казахстан. Как признаются сами участники, наши степи им очень понравились.
По сравнению с болотами России и пустынями Монголии местные просторы для них – райский оазис.
– Это очень круто, что в таком масштабном автособытии теперь есть и координаты Казахстана. Нам действительно есть что предложить подобного рода авторалли и в техническом плане, и с точки зрения гостеприимства, – говорит президент Федерации автомотоспорта в Нур-Султане Анатолий БОНДАРЬ.
Сам себе механик
К слову, многие водители приехали в Нур-Султан без настроения: с машиной проблемы, которые устранить надо за одну ночь. А тут еще усталость от дороги и ветер с дождем. Поэтому кто-то, доехав до точки назначения, просто шел прямиком в отель – отсыпаться. Кто-то чинил своего “железного коня” прямо тут, на парковке. Особо публике запомнилась троица джентльменов, склонившихся над еще довоенным авто.
На капоте – разводные ключи, две банки пива и бокал красного вина. Сразу понимаешь, что у этих людей – специфические привычки.
А изучив условия участия, понимаешь, что это далеко не бедные аристократы. Судите сами: стартовый взнос – 50 тысяч евро, средняя стоимость каждого авто с различного рода доработками – 500 тысяч евро, есть экземпляры, ценник которых приближается к миллиону.
– Это, конечно, классика – “Bentley”, “Rolls-Royce” и так далее. Эти автомобили сразу выпускались тиражом в одну или две тысячи экземпляров, а сколько из них дожило до наших дней? Поэтому и ценятся, – рассказывает Анатолий Бондарь.
Участвуют в гонке также раритетные “Cadillac”, “Ferrari”, “Buick”, “Mercedes-Benz”, “Jaguar”. Некоторые авто можно узнать по значкам, некоторые – только со слов владельца.
Многие мальчишки узнавали “Hudson Hornet”, который стал прототипом для роли учителя мультяшного гонщика Молнии Мак-Квина. На сайте организаторов говорится, что в этом году на маршрут также вышли “Волга” и “Жигули” 3-й модели от России. Но до вечера эти машины в Нур-Султане так и не появились.
Большинству астанчан история автомобилей и их марки не были интересны – люди просто фотографировались рядом с раритетами на колесах. Но все же несколько раз я слышала в толпе сожаление, что рядом нет табличек с информацией.
И все же – “Бентли”
Пока Анатолий рассказывал мне о припаркованных авто, мы дошли до одного из самых дорогих образчиков – “Bentley 3-liter” 1919 года выпуска. О ценности пыльной и ветхой машины можно было догадаться по стоящему около нее охраннику от отеля. Рядом фотографировалось шумное семейство.
– Вы знаете, что эта машина около миллиона евро стоит? – спросила я у главы семейства.
Тот сначала не поверил мне, но решил все же сделать несколько дополнительных кадров.
– Ну, конечно, это же “Бентли”! Я просто не сразу под грязью значок разглядел, – догнал меня спустя пару минут мужчина. – Все же раньше не так наворачивали в салонах, простенько все делали, – продолжил он.
Это, конечно, история для любителей классического автопрома: изначально “Bentley-Motors” строила исключительно гоночные автомобили – никаких удобных кресел и кожаного салона, главное отличие – мощный мотор. Было время, когда компания за бешеные для того времени 1 000 фунтов продавала просто шасси, без кузова. Впрочем, кузов если и был, то без крыши. Так миллионеры на ралли Пекин – Париж и ездят в кабриолетах. Поэтому у многих водителей обгоревшие носы и несколько бомжеватый вид.
Шампанское для победителя
Зато уже через месяц победителей ждет приз: бутылка шампанского и серебряный кубок. Понятное дело, что приз не покрывает ни материальных затрат, ни физических. Тогда ради чего каждые три года молодые и не очень владельцы раритетных авто едут в такое долгое и изматывающее путешествие?
– Однажды одного британского альпиниста спросили: почему ты поднимаешься на Эверест? Он ответил: просто потому, что он есть. И потому что я могу это сделать. Так и мы… Ну и если бы не участвовали в этом ралли, то никогда бы не увидели ни пустынь Монголии, ни степей Казахстана, никогда бы не познакомились с таким количеством классных и интересных людей, – философски отвечает муж Шарлотт Локарт Эндрю БАРНС.
И, наверное, это самый верный мотив для любого действия.
НУР-СУЛТАН