Бек – личность творческая и очень разносторонняя. Вместе с вокалисткой – участницей конкурса SupеrStаr. kz – Степанидой БАСЮК в группе “Проспект” исполняет ретрошлягеры, сам пишет песни. Голос Бека звучал в песне к кинофильму режиссера Серика Апрымова “Охотник”. В джазовом квинтете “Джаз-сити” он работал с великолепным скрипачом Маратом Бисенгалиевым. Его песни “Тень”, “Маган арман”, “Кийнамашы журегiмдi” взлетали на первые строчки отечественных хит-парадов!
“Нас вырезали и не показали по ТВ”
– Бек, вы помните свое первое серьезное выступление на сцене?
– Свою первую песню я исполнил в 1995 году в составе дуэта “Серпiн” на конкурсе “Музыкальный вояж”. Потом был “Жас қанат”. Мы тогда здорово волновались, и первый выход на огромную сцену Дворца Республики в Алматы оказался не самым удачным. В общем, всю песню я “прокозлил” дрожащим голосом. Нас даже вырезали и не показали по ТВ.
– А как вы встретились с заслуженной артисткой Казахстана Айжан Нурмагамбетовой, для которой пишете песни?
– В 1999 году я принес в редакцию конкурса “Азия дауысы” пять песен. Одну отобрали для певца Бауржана Исаева. Но эта песня абсолютно ему не подходила. Помните, когда все использовали “техно”? Так вот, продюсеры хотели развернуть Бауржана на 180 градусов, чтобы его никто не узнал. Я сделал аранжировку этой песни, получилась техно-версия. Придумал ему образ… инопланетянина: надел на него длинные сапоги на платформе, облегающую майку, огромные очки. Его никто не узнал! В гримерке певица Айжан Нурмагамбетова поинтересовалась, кто автор песни, исполненной Бауржаном.
Вот благодаря тому разговору в гримерке я уже 12 лет тесно сотрудничаю с Айжан.
Как модный автор стал… немодным
– Для группы иметь собственного композитора – это плюс?
– Думаю, да. Если я что-то начинаю делать, то участвую в этом до конца, шлифую песню до блеска. Только раз было исключение. В 2000 году исполнитель Бейбут Корган дал мне текст молодого автора, попросил придумать к нему музыку. Я думал-думал, перечитывал текст, но в голову ничего не лезло. Через две недели он позвонил, спросил, как дела. Я сказал, что песня… написана. Он попросил показать. Пока я ехал в автобусе, написал песню. Пришел, наиграл три раза… А потом я попал в аварию. После больницы родители увезли меня на родину, в Атырау, долечиваться. Как-то в газете прочитал, что скоро состоится конкурс “Азия дауысы”. И в нем будет участвовать молодой исполнитель Бейбут Корган. Признаться, я был в шоке. Думаю, может, он мелодию поменял? Оказалось, песня “Маган арман” не претерпела никаких изменений! Я приехал в Алматы, зашел в музыкальную редакцию “Азия дауысы”. Помню, пришел главный режиссер и говорит: “А что ты здесь делаешь? Ты пропал на два года… Так что ты уже немодный композитор”. Было обидно…
– Если исполнителю срочно нужен хит, вы поможете?
– Я никогда не преследовал цель писать только хиты. Прислушиваюсь к своему сердцу и делаю то, что мне нравится. Люблю работать во всех жанрах. Но ближе, конечно, лирические композиции. Кстати, 90 процентов песен было написано на берегу реки Большой Алматинки. Я люблю гулять и напевать что-то себе под нос – вернее, в диктофон. Понимаю, что со стороны это выглядит странно: стоит человек, что-то себе под нос напевает и записывает…
На эстраде полно безголосых
– Трудно ли композитору поспевать за модой?
– Нет. Авторы тоже пишут песни о земле, родине, любви. Просто раньше тексты проходили через сито союзов композиторов и писателей. А сейчас такого нет. Может, это и плохо – любой человек способен написать какую-нибудь ахинею и выйти с ней на сцену.
– То есть цензуры нет вообще?
– Нет, и меня это очень раздражает. Пробиться на эстраду легко, нужны только деньги.
– А как же талант, внешность?
– Талант и внешность – не главное. На нашей эстраде достаточно безголосых, порой некрасивых людей, которые, судя по всему, даже не обращаются к услугам гримеров, стилистов…
– Бек, давайте представим, что я решила записать песню, которую бы крутили везде. Но мои голосовые данные не самые лучшие.
– У меня есть такая практика работы на студии. И сделать из вас замечательную певицу, вытянуть голос, “очистить” его по полной можно. Я много лет редактировал голоса, и какое-то время меня даже называли “чистильщиком”. Потому что из бездарности я лепил шедеврального исполнителя. А потом мне это надоело!
– Сколько нужно денег, чтобы я, например, запела?
– Для вас я напишу песню по-дружески, за скромное вознаграждение. С ходу не могу назвать цену, не знаю, сколько стоят в данный момент мои услуги. Свои последние песни я отдавал практически даром или даже дарил. Я – не коммерсант, а как многие говорят – очень удобный, добрый музыкант…
– А во сколько обойдется запись в студии?
– Запись, аранжировка и редактирование вашего голоса будут стоить примерно тысячу долларов. Большая и отдельная статья расходов – ротации на ТВ, радиостанциях, съемки видеоклипа, услуги стилиста, гримера, парикмахера…
– Слышала, что хитовая песня на эстрадном рынке Казахстана стоит от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов…
– Все зависит от уровня композитора и автора текста. Обычно музыка стоит дороже, чем текст.
– А что делать человеку, которому, извините, медведь на ухо наступил, а петь тем не менее очень хочется?
– В принципе, возможно все. Я занимаюсь с исполнителями от и до, чтобы человек вставал ночью и… пел. А какие-то незначительные огрехи можно отредактировать. Однажды меня попросили записать мальчика из Астаны. За день до его приезда в Алматы мне сообщили, что у него нет слуха, а он еще и картавит. Времени для записи на студии было всего пять часов! Как выяснилось, у мальчика к тому же не развито чувство ритма. Пришлось, хлопая в ладоши, напевать ему фразы, а он за мной повторял. Из кучи дублей я выбирал стоящие, клеил их, чистил. Все были в шоке в хорошем смысле слова. Но картавость я так и не убрал!
Приглашали в Африку выступить!
– Говорят, вам предлагали выступить за границей?
– Неоднократно, в составе группы “Проспект”. В декабре нас дважды приглашали в Москву. Но так получилось, что как раз в это время у нас был очень насыщенный график. Приглашали даже в Африку! Но и на Африканский континент не получилось съездить – не было времени.
– Интересно, для африканцев вы бы что спели?
– Разучили бы что-нибудь народное, африканское.
– Вы поете на разных языках. Ходите специально к репетиторам, чтобы преодолеть акцент?
– Я не обращаюсь к репетиторам, а рассчитываю только на свой слух. Беру песню, текст, причем в оригинале. Мы очень гибкие, и по желанию заказчика можем исполнить песни на любом языке!
– Во время выступлений случались курьезы?
– Когда мы только начинали работать с “Проспектом”, прошли “огонь, воду и медные трубы”. Наверное, потому, что как начинающая группа стоили очень дешево. Бывало, что в начале вечера люди, такие цивильные, в дорогих костюмах, при галстуках, в конце вечеринки напивались так, что разносили ресторан вдребезги. Столько битой посуды я не видел даже в кино! Слава Богу, в последние годы у нас появился очень приветливый и отзывчивый слушатель.