К примеру, если сейчас стоимость растаможки автомобиля марки Toyota Camry-40 2007 года выпуска при объеме двигателя 2.4 составит примерно двести пять тысяч тенге, то после 1 июля – примерно миллион двести восемьдесят тысяч тенге.
Так что причина ажиотажа понятна.
Я тоже поспешил воспользоваться временным “окном” и привезти себе иномарку. Помог друг, который живет в США.
Для растаможки машин большинство покупателей прибегают к услугам таможенных брокеров. Однако я решил сократить эту статью расходов и попытаться все сделать сам. Я был не один такой самостоятельный и потому воспользовался советами опытных “растаможенников”, которые они выкладывают в Интернете.
Услышав, что я собираюсь все сделать сам, многие удивлялись и даже посмеивались. От такой реакции окружающих задача в какой-то момент показалась неимоверно трудной. Но я все равно решил – попытка не пытка.
И как только мой контейнер прибыл, я с пакетом документов отправился в департамент таможенного контроля по городу Алматы, который находится в здании торгового центра “Мерей”, что неподалеку от вокзала “Саяхат”.
Для подачи документов на таможенное оформление необходимо заполнить Таможенный приходный ордер (ТПО); стандартную форму которого можно было найти на сайте Таможенного союза. Это документ на одну страницу, состоящий из 10 пунктов, в которых необходимо указать информацию о плательщике и товаре. Заполнить правильно ТПО – в этом и состоит основная задача процесса таможенной очистки. Остальные документы, требуемые для оформления, у вас уже имеются: документы на машину, которые прислал купивший мне машину друг, документы от американской транспортной компании, которая погрузила мою машину в контейнер, железнодорожная накладная, удостоверение личности и РНН, переведенный тайтл и инвойс, транзитная накладная.
Казалось бы, заполнить ТПО размером в одну страницу – и готово. Как говорят американцы, это не ракетостроение. Однако предоставить эту форму таможенникам – целая эпопея!
Идите вы… к брокеру!
Я заполнил форму ТПО и подошел к специалисту. В огромном зале из 60 окошек документы принимали только шесть. Я не знаю, чем занимались остальные, однако ответ всегда был один: “Машина? С 27-го по 33-е окно!”. Специалист из 33-го окна, к которому я с трудом пробился, не стал со мной разговаривать. Услышав, что я принес самостоятельно заполненные формы, посоветовал обратиться к брокеру. Когда я возразил, он махнул рукой в направлении другого окна.
Правда, после того, как я возмутился таким отношением, он быстро глянул на заполненную мной форму и… безжалостно ее почеркал. Из 4 исправлений ни одно не было значительным и не меняло сути информации. Например, согласно его исправлениям, вместо сокращенного “шт.” надо было написать “штук” и т.д. Самое любопытное, что другой специалист мне позже заявил, что это не важно.
Отдельного внимания заслуживают стандарты предоставления и хранения информации в департаменте таможенного контроля. Вы помните, возможно, маленькие пластиковые флоппи-диски формата “А”, которые использовались еще в 90-е годы и в последние лет 10 уже нигде не применяются? Департамент таможенного контроля требует предоставление электронных форм ТПО только на таких дискетах! Я сбился с ног, пока отыскал такие!
Может, начнем с таможенников?
Итак, переделав формы и сохранив их на дискетах, я опять пошел сдавать документы.
Таможенники в шести окошках отказывались принимать документы и отправляли к руководителю, который изредка заходил в зал и распределял документы среди специалистов в этих шести окошках. К специалистам подходили брокеры с охапками документов, которые помечались маркерами разных цветов, а потом принимались и рассматривались без очереди. Процесс подачи документов на таможенное оформление машины при фактически правильно заполненных формах ТПО и полном пакете всех необходимых документов занял у меня четыре полных часа, с 9 утра до 13.00.
Мне велели прийти после 5 часов вечера. Когда я пришел, специалист при мне начал просматривать мои документы, поставил маленькую печать на форму ТПО, швырнул дискетку в угол и вернул мне бумаги. Почему нужно было ждать до 5 вечера?
Открою вам несколько секретов. Заполнение формы ТПО входит в обязанности этого самого специалиста-таможенника! По правилам, он должен сам внести все данные в форму ТПО и принять мои документы для таможенного оформления. И никакой брокер для этого не нужен, хотя за свои услуги они просят 300 долларов. Но сейчас таможенники получают готовые документы, заполненные брокерами, а брокеры получают деньги. А что граждане получают? Ничего. Отдают 300 долларов за призрачную услугу. За якобы беспроблемное оформление и “сложнейшую процедуру”, которая, мол, не по силам простым гражданам.
Тут я вспомнил выступление лидера нации, где он говорил о недопустимости коррупции и вселенской борьбе с нею. Может, начать с малого – с таких вот таможенных постов?
Возникает несколько вопросов к департаменту таможенного контроля:
Почему форму ТПО приходится заполнять самому или отдавать на откуп брокерам?
Почему документы, подаваемые брокерами, принимаются и рассматриваются как приоритетные, в то время как обычные граждане часами стоят в очереди?
Арсен Сулейменов, читатель “ Каравана”