Эпидемия менингита в Казахстане - развод или реальность? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Эпидемия менингита в Казахстане - развод или реальность?

Эпидемия менингита в Казахстане - развод или реальность?

Похоже, и до нас дошли высокие технологии медицинских разводов. Страну охватила настоящая паника. Опустели бассейны, спортивные и торговые центры. Родители боятся лишний раз отпускать детей на улицу. Проблема обсуждается даже на правительственном уровне. И имя этой проблеме – менингит!

  • 8 Июня 2018
  • 11118
Фото - Caravan.kz

13 погибших, 59 заболевших. Народная молва увеличивает число жертв в разы. Все чаще раздаются крики запуганных душ: “Спасите, эпидемия!”. В аптеках – аншлаг. Народ скупает маски, антибиотики и все, что приходит в качестве спама на электронную почту, и по WhatsApp…

Ходят слухи, что “во всем виноваты американцы”. Мол, это они якобы выпустили на волю вирусы из секретной лаборатории, что находится в Алматы. В масштабах планеты все это мы уже проходили: птичий грипп, свиной, верблюжий… А теперь и в нашей маленькой стране.

Ну кто, скажите, когда-нибудь знал о существовании вакцины от менингита? Пылились себе ампулы на полках, пока в одну “светлую” голову не пришла мысль: а почему бы и не озолотиться? В результате что мы имеем на сегодняшний день? За вакцину, которая стоила 22 тысячи, и которая, кстати, эффективна через 21 день, люди готовы заплатить и сотню тысяч тенге. Не исключаем: если истерия не прекратится, будут проходить и торги: “500 тысяч за вакцину! Дама в среднем ряду. Кто больше? 600 тысяч! Продано!”.

Кстати, в предыдущие годы количество заболевших было больше. И смертельных случаев тоже. Но кого сейчас это волнует? Заметим, и такой истерии не было! Может, правоохранительным органам стоит поискать первоисточник? Кому выгодна паника?

Менингит – “не голова болит”!

Систему здравоохранения Казахстана за прошедшую неделю едва не хватил “менингит”. Все семь дней этот больной вопрос не сходил с повестки дня министерства здравоохранения, его даже обсуждали на заседании правительства, где премьер-министр высказал свою озабоченность сложившейся ситуацией и заявил о необходимости усиления информационно-разъяснительной работы.

Но главная “менингитная” паника захлестнула социальные сети. “Тушить пожар” в Алматы приехал лично министр Елжан БИРТАНОВ.

Самый серьезный накал страстей наблюдался в Интернете. Люди делились рекомендациями и самыми невероятными версиями возникновения болезни. Вплоть до иностранной диверсии, которая якобы могла иметь место. В список страшилок включили и знаменитую “противочумку” – новую референс-лабораторию в Алматы по хранению и изучению штаммов особо опасных инфекций… Разумеется, этот институт никакого отношения к менингиту в Алматы и стране не имеет.

Среди сплетен – версии о завозе инфекции якобы из Китая, о “заговоре” фармацевтов, которым выгодно продать партии вакцин и антибиотиков от менингита населению.

Все их минздрав, естественно, опроверг, сказав, что распространение менингита в это время года у нас было всегда. Но страна бурлила и высказывалась.

Руководителю департамента общественного здоровья Алматы Айзат МОЛДАГАСИМОВОЙ пришлось выступить публично.

– Я бы хотела опровергнуть ту информацию, которая гуляет по Интернету в рассылках пользователей WhatsApp, – заявила она на пресс-конференции, – в которой неизвестный женский голос призывает всех проводить бесконтрольную антибиотикотерапию против менингита детям. Департамент охраны общественного здоровья Алматы опровергает данную информацию и призывает жителей не полагаться на недостоверные сведения, полученные из соцсетей. Антибиотикотерапию получают только контактные лица, и только под строгим медицинским наблюдением!

Вакцинации нет!..

Тем временем паника разрасталась, и люди всерьез задумались о вакцинации против страшной болезни. Поразительное явление: прежде в тех же соцсетях они призывали массово отказываться от нее. А тут в страхе перед молниеносно уносящей человеческие жизни болезнью стали требовать от министра и правительства срочной и едва ли не поголовной вакцинации. Но! Где и почем можно приобрести вакцины от менингита в Алматы

Оказалось, что всего у двух частных лицензированных медцентров имеются вакцины от менингококковой инфекции серотипов А, С, W и U. Но по стране с той же интенсивностью циркулирует еще и другой серотип – В. Он в имеющуюся вакцину не заложен.

И даже если применить ее, это будет крайне неэффективной мерой. От менингококка типа В она не спасет, а вот денег потребуется немало. В среднем одна вакцина на нашем рынке стоит около 22 тысяч тенге. Если провакцинировать ею хотя бы половину населения, сумма затрат на это будет около 200 миллиардов тенге! Притом что специалисты и сам министр здравоохранения называют метод вакцинации против менингококковой инфекции неэффективной мерой в наших условиях. Тогда зачем тем самым медцентрам было закупать ее, не изучив спроса?

Но такова логика паникующей части населения. И, как ни странно, вопрос о всеобщей вакцинации от менингита и снижении стоимости вакцин всерьез стал рассматриваться в стране на самом высоком уровне.

Хроника болезни

Между тем в минувшие выходные стали приходить новые печальные известия о заражении и гибели пациентов.

Сразу после Дня защиты детей, в ночь с 1 на 2 июня, в Алматинской детской инфекционной клинике от молниеносной формы менингококцемии скончался пятилетний малыш, житель города Талгара. На следующий день в Каскелене погибла 19-летняя девушка из той же семьи, которая нянчилась с этим малышом. Ее “скорая” из Талгара повезла почему-то не в ближайшую экстренную инфекционку, а в нарушение инструкций госпитализации тяжелобольных – в каскеленскую клинику. Притом что счет при этой болезни идет на минуты! Из-за позднего обращения врачи не успели ее спасти. Менингит “шагает” по стране

И тут выяснился еще один факт!

– Состояния Каскеленской инфекционной больницы очень плохое. Поэтому я буду докладывать премьер-министру – рассмотреть вопрос о закрытии этого учреждения и передаче его функций Центральной районной больнице города Каскелена, которая в новом здании, и там есть дополнительные пристройки. Все больные будут рассредоточены по районам и лечиться там. А тяжелобольные из ближайших районов будут доставляться либо в Каскелен, либо в Талдыкорган, либо в Алматы, в зависимости от тяжести состояния и их местонахождения. Этот вопрос мы решаем, – сказал министр здравоохранения после посещения медучреждений Алматинской области

Вопросов много

Но на этом перечень неудобных вопросов акиматам и медикам не заканчивается. Интересно, например, было бы узнать, как получилось, что в городе Талгаре, центре густонаселенного района, нет инфекционной больницы? Инфекционные койки там решено было открыть только после нынешнего посещения министра здравоохранения. Вот и ответ на вопрос, почему тяжелых больных, в том числе с подозрением на менингит, везли так далеко. В Каскелен.

И еще вопрос: почему мама 5-летнего малыша, который скончался в ночь на 2 июня, в критической ситуации обращалась в частную клинику, а не в государственную?

Ведь в частной надо платить, а детей у нас по закону лечат бесплатно. Может, от недоверия к государственным клиникам или по другим причинам?

Так или иначе, но в этот опасный период в той частной клинике не проявили должной настороженности и не забили вовремя тревогу.

– Из анамнеза обоих погибших в детской инфекционной клинике малышей известно, что они, перед тем как попасть к нам, обращались к докторам частных клиник, – рассказывает главный врач Детской городской клинической инфекционной больницы Ержан СЕРАЛИН. – В первом случае родители связывались с врачом по телефону. И по телефону тот давал рекомендации о приеме препаратов.

Во втором случае ребенок в другой частной клинике сдавал анализы, проходил какие-то процедуры, которые, к сожалению, эффекта не дали. Тем не менее его сначала отвезли домой, потом повторно привезли в ту же частную клинику. И лишь после повторного приема вызвали “скорую” и привезли к нам.

Поэтому я говорю: если температура не купируется, тем более появляется сыпь на теле, нужно сразу обращаться в инфекционный стационар!

И вот печальный итог, хотя медики называют это обычным явлением в случаях с менингитом.

По последним данным министерства здравоохранения, с начала года в стране зарегистрировано 59 случаев менингококковой инфекции, в том числе среди детей до 14 лет – 21 случай. Из них 13 случаев с летальным исходом: 6 – в Алматы, 4 – в Алматинской области, 2 случая – в Южно-Казахстанской и 1 – в Кызылординской.

И что делать?

Во-первых, говорят врачи, надо информировать население о том, как противостоять болезни.

– Везде в СМИ распространяют информацию, что сейчас идет заболевание менингитом, – комментирует ситуацию заведующая кафедрой инфекционных и тропических болезней КазНМУ им. Асфендиярова профессор Аманкуль ДУЙСЕНОВА. – Но менингит – это синдром (совокупность обстоятельств). Он может быть разным: серозным, гнойным, вирусным, бактериальным, грибковым. Существует даже бессимптомное менингококконосительство. У нас сейчас имеет место быть бактериальная форма менингококковой инфекции.

Среди ее разновидностей – назофарингит, воспалительный процесс в носоглотке, сопровождающийся повышением температуры, першением в горле, заложенностью носа. Но от назофарингита никто не умирает.

А бывает и такая форма назофарингита, когда без симптомов возбудитель сразу из носоглотки попадает в кровь. И развивается острейший менингококковый сепсис. В крови возбудитель образует большое количество эндотоксинов, идет удар по сосудам. Они парализуются, резко падает давление, наступает гипоксия, нарушение функций всех жизненно важных органов, почек, надпочечников, легких, сердца и головного мозга. Как раз от такой формы болезни – менингококцемии – и погибли, к сожалению, наши больные. Главный инфекционист Казахстана рассказала о симптоматике менингококковой инфекции у детей

Еще одна форма – гнойный, или менингококковый менингит.

Когда возбудитель попадает в мозговые оболочки и вызывает их воспаление. Тогда болезнь начинается с головной боли, высокой температуры, тошноты, рвоты. Бывают и смешанные формы – менингококцемия плюс менингит или плюс менингоэнцефалит. Все они очень опасны. И действительно порой наступают на фоне полного здоровья. Поэтому и надо владеть всей этой информацией. – В этом году, – продолжает доктор, – подъем заболеваемости у нас совпал со священным месяцем Рамазан. Многие держат оразу, не принимают пищу от рассвета до заката. И один из наших пациентов, Олжас Сулейменов, постился.

Обратившись в стационар, он отказался госпитализироваться, хотя мы ему рекомендовали. Ему прописали лечение, но и его он тоже не принимал. И в таком ослабленном болезненном состоянии дома лег спать. Уснул.

Родственники не стали его беспокоить, думали, пусть отдыхает. А когда обнаружили его уже в крайне тяжелом состоянии, доставили в стационар, было поздно. Он погиб.

Я хотела бы всех предупредить: заразиться менингококковой инфекцией можно только при тесном контакте – в семейном кругу, в общежитии, в военных казармах, в детских садах, при посещении кинотеатров, в любых закрытых помещениях, где люди пребывают долгое время.

Поэтому нужно тщательное их проветривание. Менингококк очень нестоек в окружающей среде, чувствителен к солнечному свету, ультрафиолету, проветриванию, ко всем дезинфицирующим растворам. Поэтому просто нужно в период подъема заболеваемости избегать мест скопления людей. Только кратковременное пребывание в торговых центрах, общественном транспорте, в магазинах не влечет такой опасности.

И, как ни покажется вам недостаточно серьезным, но надо чаще полоскать горло, промывать носоглотку, мыть руки, беречь себя от любых простуд и вирусов, ослабляющих иммунитет.

А в случае подозрения на заболевание срочно идти к врачу и госпитализироваться! – подытожила инфекционист.

Алматы