Но чтобы полностью реализовать его, необходим постоянный рост энергопотребления, рост производства различных видов энергии, прежде всего — электрической и тепловой.
Нарастающий темп экономических преобразований в стране и в городе, увеличение количества различных производственных предприятий, строительство новых жилых кварталов делают эту задачу все более актуальной.
Вот самый свежий пример: новый алматинский международный аэропорт был, как известно, сдан почти на полтора года позже намеченного срока. Причина проста: когда подсчитали все энергетические затраты, потребные для его эксплуатации, оказалось, что существующих мощностей энергии не хватает. Пришлось строить новую подстанцию, что и заняло немало времени…
Надо сказать, что это хорошо понимали в городском акимате южной столицы, которые много лет возглавлял Виктор Храпунов — инженер-энергетик по своей первой специальности. Вопросам надежного обеспечения города энергией всех видов всегда уделяли самое пристальное внимание и заботу. Несмотря на экономические трудности и сложные погодные условия, южная столица в целом все последние годы не испытывала дефицита энергии, хотя достижение такой стабильности требует огромных усилий и колоссальных средств.
Ровно год назад было проведено совещание по вопросам развития энергокомплекса Алматы, с участием руководства города, коммунальных предприятий и энергосетей, ученых и проектировщиков.
На нем был обсужден и принят план развития этой отрасли городского хозяйства до 2010 года. Основное внимание решено было направить на оптимизацию работы всей системы энергоснабжения города, на сокращение непроизводительных трат энергии и потерь ее в сетях.
Ведь подсчитано, например, что только тепла у нас ежегодно теряется из-за потерь в теплосети до 30%!
Для решения этой задачи предлагались различные технические решения. Сегодня городу остро необходимо строительство обратного сетевого трубопровода, который позволит сократить разрыв между установленной и располагаемой тепловой мощностью крупнейшей ТЭЦ-2. Сегодня проектировщики также заканчивают разработки новых схем тепло- и электроснабжения новых жилых районов города, а также важнейшего объекта — тепломагистрали между ТЭЦ -1 и ТЭЦ — 2, по которой избыточное тепло ТЭЦ — 2 сможет снять нагрузку с более старой ТЭЦ — 1 в северной части города.
Планом предусмотрено также строительство новой ЛЭП -110 кВ и двух крупных подстанций вблизи Алматы.
Кроме того, намечено ввести в этом году для всех предприятий города единый энергетический паспорт потребителя (ЭПП), в котором будут фиксироваться режим энергопотребления предприятия, потери энергии по разным причинам и мероприятия по сокращению таких потерь. Задача эта, с учетом специфики различных производств, непростая, но работа такая в энергетическом департаменте акимата и энергонадзоре близка к завершению.
Недавно правительство страны одобрило программу строительства малых электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии.
И «пионером» здесь также стали алматинские энергетики. Строительство таких станций давно уже включено в единую городскую программу энергосбережения, но для реального воплощения идеи в жизнь всегда не хватало денег.
Однако сегодня, как говорится, «лед тронулся», и программа получила весомую государственную поддержку.
Уже в 2005 году, судя по всему, будет пущена на полную мощность малая ГЭС -3 в верховьях Малой Алматинки, а еще через полтора-два года — ГЭС -2, неподалеку от Медеу. Отрадно и то, что при реализации этих проектов будут широко применяться технические разработки отечественных ученых и инженеров в этом направлении, которые долгое время не могли найти себе применения.
Кроме того, на некоторых городских объектах смонтированы тепловые гелиосистемы, которые позволяют использовать энергию солнца для получения горячей воды — практически бесплатной для потребителя.
Опыт начинает получать все большее распространение в Алматы, в том числе — и среди владельцев частных домов и даже среди кооперативов собственников квартир.
Однако начинание сдерживается нехваткой необходимого высокотехнологичного оборудования, хотя уже несколько казахстанских фирм активно работают в этом направлении и уверяют, что вскоре наши казахстанские гелиокомплексы станут доступны рядовому потребителю.
Большой «головной болью» для руководства города является состояние электрических, тепловых, водоканализационных сетей. Сегодня в его ведении и собственности насчитывается около 140 км водопроводных сетей, 252 км — электрических, 125 км — канализационных, 134 км — теплопроводов.
Это «огромное» хозяйство, которое и досталось городу в весьма неудовлетворительном виде, а сегодня дошло до угрожающего состояния.
Ведомственная неразбериха в прошлые десятилетия, когда за них практически никто не отвечал, усугубила проблему. Сегодня почти 80% всех сетей исчерпали свой ресурс, количество аварий различного масштаба на них в городе ежегодно растет. Физический износ большинства подобных коммуникаций достиг 90%.
Попросту говоря — их надо менять. Сразу встает вопрос — где взять на эти цели деньги? Подсчитано, что для их обновления потребуется более 9 миллиардов тенге, а с учетом сноса старых зданий и новой жилищной застройки в различных районах города — и все 12 миллиардов.
Сумма даже для самого мощного в стране городского бюджета неподъемная.
Правительство также такую ношу на себя брать не хочет, по крайней мере — пока.
Поэтому городским властям приходится выкручиваться из ситуации, чиня и латая старые инженерные сети, чтобы хоть как-то поддерживать их в рабочем состоянии.
Уже сегодня в Алматы, к примеру, не стоит по этой причине пить воду просто из крана — ее лучше сначала прокипятить… И это происходит в городе, который испокон веков славился своей чистейшей и вкуснейшей горной водой! И так — практически по всем инженерным сетям.
Конечно, все понимают, что когда-нибудь угрожающая ситуация может разразиться масштабной аварией, коммунальной катастрофой, но пока гром не гремит — мужик не крестится, и чиновники также положились на извечное наше «авось»…
Остается надеяться, что новое руководство города, наконец-то, вплотную займется этой проблемой.
Рост города, его промышленной и энергетической мощи сталкиваются и с другими объективными ограничениями. Экологическая ситуация в Алматы продолжает развиваться в неблагоприятном направлении и, не в последнюю очередь — из-за объектов энергетики.
Городские ТЭЦ дают почти 30% загрязнения воздуха города пылью, оксидами азота и другими вредными для здоровья человека веществами. Остальные 70% — доля автомобилей, число которых с каждым годом растет в угрожающей прогрессии.
Сегодня ежедневно около 300 тысяч автомашин отравляют воздух южной столицы, компенсаторные возможности природы практически исчерпаны.
Это ясно видно тем, кто прожил в городе хотя бы лет десять, а уж те, кто живет в Алматы с детства, и подавно не узнают свой город. Стремительно умирают деревья, сохнет трава, на магистральных улицах в час пик просто нечем стало дышать…
Для предотвращения таких негативных экологических последствий урбанизации в планах городских властей предусмотрено многое, но это, как показывает жизнь, не более чем временные решения, попытка вычерпать океан ложкой.
Намечено, например, перевести городской коммунальный транспорт на более «чистое» топливо — газ — и вот за много лет для реализации этого решения в прошлом году, наконец, построена… одна газонаполнительная автостанция!
Да и та — где-то на окраине города. С такими темпами реализация идеи перевода городского транспорта на газ займет десятилетия.
А ведь это могло бы хоть в какой-то мере облегчить проблему чистого воздуха в городе. Газ при сгорании выделяет вредных веществ в несколько раз меньше, чем этилированный бензин, а свинца — главного губителя деревьев города, в нем нет вообще!
Были планы перевода и городских ТЭЦ на «голубое топливо». Однако для этого также нужны серьезные средства, нужна коренная реконструкция топливных котлов ТЭЦ, новое оборудование.
Кроме того, необходимо строить новый газопровод и искать новые источники газа, поскольку мощностей одного Амангельдинского газового месторождения явно не хватит, а использовать для этих целей узбекский газ — себе дороже.
И все это требует огромных капитальных затрат, денег, которых в бюджете нет и не предвидится.
Поэтому уголь и мазут еще долгое время будут основными видами топлива на алматинских ТЭЦ.
А стало бы, гармоничного «баланса» между энергетическими потребностями южной столицы и ее экологией ждать придется еще очень долго.