Энергетические перспективы экономики РК - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+17 °C
Алматы
2024 Год
30 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Энергетические перспективы экономики РК

Энергетические перспективы экономики РК

В конце ушедшей недели в Алматы прошло событие, замеченное, в основном, только профессионалами, хотя важность его велика для всех.

  • 14 Ноября 2005
  • 1170
Фото - Caravan.kz

Речь о круглом столе «Устойчивое энергетическое будущее Республики Казахстан: навстречу конкурентоспособной экономике».
Организовали его консалтинговая компания ОТАК из Великобритании вместе с Институтом изменения окружающей среды при поддержке Посольства Великобритании и Казахстанско-Британского Технического университета.
Все чаще внимание зарубежных экспертных организаций привлекает тема состояния энергетической сферы в Казахстане.
Вызвано это ее не слишком хорошим состоянием, и даже природой — известно, что большая часть электроэнергетики в республике вырабатывается на угольных электростанциях. Это — самый экологически вредный вид производства электричества, и наряду с сжиганием попутного газа на факелах наших нефтепромыслов создает значительную нагрузку и на общемировое состояние окружающей среды.
Но на этот раз организаторы круглого стола подошли к проблеме как никогда системно: рассматривались не только проблема износа технологического оборудования, состояния окружающей среды, но и всесторонние перспективы этих проблем.
И даже более того — был представлен доклад, в котором сопоставлялись два важнейших, системообразующих фактора казахстанской экономики, перспективы которых до сих пор, к сожалению, у нас никто не сравнивал.
Представитель компании ОТАК Сергей Масличенко выступил с исследованием «Проблемы нефтяного сектора и энергоэффективность».
Основные моменты его выступления выглядели так. Если после 1991 энергоемкость экономики страны постоянно снижалась до 2003 года, то в последние годы этот отрадный процесс пошел вспять. Чем больше растет ВВП, тем сильнее увеличивается энергоемкость казахстанской экономики. Заметное оживление в зале вызвало такое замечание эксперта: в последние годы на 1% увеличения ВВП приходилось 1,5% увеличения потребления энергии.
«Влияние структурных факторов на снижение энергоемкости практически себя исчерпало», — заметил г-н Масличенко. По его мнению, которое было подкреплено солидными экономическими аргументами, без решения этой проблемы Казахстан может столкнуться с серьезным дефицитом энергии на внутреннем рынке.
Что приведет либо к росту цен на нее в стране и нестабильному энергоснабжению экономики и коммунального сектора, либо к необходимости восполнять этот дефицит за счет части той нефти, которую сейчас страна экспортирует. А это — тоже далеко не лучший выход, понятно, чем может отразиться на финансовой системе страны, да и всей экономике, сокращение (или даже определенная нестабильность) поступлений доходов от экспорта энергоносителей. Альтернативы-то им до сих пор нет.
А что, если эти внутренние казахстанские процессы будут проходить одновременно со снижением мировых цен на нефть? Этой возможности в докладе было уделено значительное место. Г-н Масличенко заметил, что сегодняшние высокие цены не есть результат объективного, товарного дефицита нефти в мире: «цены на нефть определяются не в ходе купли-продажи реального товара, а в процессе торговли фьючерсами; всего 1- 2% от совершаемых сделок подкреплены реальным товаром, и существует вероятность того, что этот спекулятивный «пузырь» может лопнуть». Сценарий очень неприятный для нашей экономики.
Можно было бы отмахнуться от этих оценок как от сделанных «издалека», без реального понимания местных проблем. Но и аргументировано это выступление было хорошо, и от наших экспертов похожие предупреждения звучали не раз.
Буквально в этом месяце известный казахстанский энергетик Герман Трофимов заметил на одной из конференций, что по темпам реформирования экономических отношений в электроэнергетике Казахстан лидирует в СНГ, но о политике энергосбережения этого сказать нельзя, хотя есть специальный закон, принятый по настоянию главы государства. Очевидно, что громоздкая бюрократическая структура управления не справляется с этой задачей
Таким образом, политика улучшения энергоэффективности экономики становится необходимой не только с экологической точки зрения (хотя одного этого вполне достаточно как мотива для ее интенсивного проведения), но и из соображений стабильного экономического развития. Хотя бы уже в связи с тем, что она даст возможность повысить объем экспорта энергетических ресурсов.
Согласно одному из теоретически существующих сценариев, нынешние тенденции будут сохраняться к полном объеме в течение ближайших двадцати пяти лет.
В этом случае, общее энергопотребление возрастет в четыре раза, с 18 047 тыс. тонн условного топлива (т.у.т) до 122 910 тыс. т.у.т.
Это эквивалентно увеличению на 438% нынешнего уровнем потребления, а рост ВНП, по прогнозам, не превысит за этот период 400%.
«Таким образом, энергоемкость экономики фактически будет расти в течение ближайших 25 лет, и особенно после 2015 года, если никаких мер не будет предпринято для улучшения показателей экологического воздействия в энергетическом секторе; в какой-то степени, это можно объяснить продолжающимся износом основных производственных фондов», — отмечено в одном из документов круглого стола.
За это же рассматриваемое время доля потребления энергии жилищно-коммунальным сектором может повыситься от 29% до 40%, а доля потребления транспортным сектором — с 11% до 20%. «Это означает, что потребность в энергии станет более непредсказуемой и фрагментированной, и, в этой связи, сделает ее регулирование технически более сложным и дорогам».
Можно ли что-то сделать с проблемой энергозатратности нашей экономики? Судя по ходу круглого стола, да, и меры можно принимать уже сейчас. В постсоциалистическом пространстве, чей опыт ближе нам, нежели западный, немало примеров успешного решения таких проблем.
Некоторые восточно-европейские страны смогли за примерно десять лет снизить потребление энергии своей экономикой на десятки процентных пунктов. Изучение этого опыта можно (и нужно) начинать уже сейчас, чтобы управленческая и административная элита в Казахстане была в курсе и остроты этой задачи, и механизмов ее решения.
В концептуальном плане стоит обратить серьезное внимание и, может быть, даже взять за ориентир, так называемую идею «устойчивого энергетического будущего».
Ее концепция, тоже представленная на круглом столе, объединяет следующие элементы: переход к более чистым источникам энергии, например, от угля — к газу при производстве электроэнергии или для центрального теплоснабжения. Повышение доли возобновляемых источников энергии (таких как ветер или биомасса) в государственном энергетическом балансе; снижение воздействия топливно-энергетического сектора на окружающую среду через меры по ослаблению или смягчению негативного воздействия от добычи нефти, газа, угля, снижение вредных выбросов от электростанций и ТЭЦ. Стратегическая оценка воздействия при строительстве новых трубопроводов и распределительных сетей; повышение энергоэффективности экономики путем снижения энергопотерь в сетях передачи газа, нефти и электричества, повышение эффективности энергопотребления в хозяйственно-бытовых, коммерческих и государственных зданиях.