Из-за чего новейшее оборудование пылится на складах сельских школ? По какой причине электронный дневник стоит миллиарды тенге? И почему из 8000 восточноказахстанских учебных заведений умной системой обзавелись лишь 126?
Опять двойка
Еще в 2010 году Министерство образования заговорило о масштабном прожекте — электронной системе образования. По задумке, оценки школьников должны были приходить родителям в виде эсэмэсок, дневники и журналы намеревались объединить чуть ли не в единую социальную сеть, а доступ к методическим пособиям обеспечить, что называется, с одного клика. «Оцифровать» учебники и «инсталлировать» уроки доверили компании «Национальные информационные технологии» (НИТ). С 2011 года образование в прямом и переносном смысле попало в сеть. Проект получил одобрение президента и многомиллиардное финансирование, но обернулся кучей проблем, выпутаться из которых не могут учителя.
— В нашей школе оборудование несколько месяцев пылилось на складе — не было необходимого интернет-канала, — рассказывает преподаватель одной из городских школ Мадина. — Потом его с горем пополам установили, но оказалось, что с системой никто не умеет работать — принципы создания электронных баз показали лишь завучу, а она уволилась. Руководство школы требует, чтобы мы туда заносили всю информацию. В ней нередко меняются элементы управления, что-то постоянно дорабатывается. Привыкнуть невозможно. А ведь нужно все это еще и родителям объяснить — как и чем пользоваться. Мы тратим на все уйму времени, а ведь нам за это не доплачивают.
От ноу-хау стонут не только учителя. Умной системе поставили «двойку» и в главном учебном ведомстве страны.
— В процессе изучения этой системы по всем областям обнаружились многочисленные неполадки, — рассказал корреспонденту YK-news.kz вице-министр образования Мурат Абенов. — В Восточно-Казахстанской области проект работал в пилотном режиме, а с прошлого года систему стали устанавливать повсеместно. Наверное, Восточному Казахстану еще повезло, потому что работает большинство функций этой системы. Но нареканий немало. Все висит. Чтобы посмотреть журналы и таблицы, приходится ждать по 10-15 минут. Куча ошибок, что-то элементарно не доделано. Одной из основных функций было внедрение электронных учебников, чтобы ученики могли дома или на уроках работать с ними в режиме онлайн. Представьте себе, в пяти регионах, где мы побывали с проверкой, ни один такой учебник не загрузился. Мне потом специалисты НИТ говорят — вы не умеете работать с компьютером. Позвольте! Я сам в школе информатику преподавал. Пригласил их специалиста — он не смог мне ничего загрузить. Система совершенно сырая, но на нее уходят огромные деньги.
Впрочем, больше всего чиновника интересует — сколько государственных денег пропало, считай, впустую.
— Проект обошелся нам почти в 30 миллиардов тенге! — возмущается господин Абенов. — При том, что мы до сих пор не понимаем, на что идут такие огромные средства. По нашим подозрениям, программы покупаются по завышенным ценам, стоимость техники вообще не поддается исчислению. А у системы нет даже технико-экономического обоснования. Возможно, специалисты НИТ просто пользуются тем, что техника весьма специфичная. Сложно отследить ее реальную стоимость и вообще потребность в ней. Вот вам пример. В статью расходов заложены антивирусы в расчете 200 штук на школу. Позвольте, но в каких школах у нас установлено по 200 компьютеров? А на следующий год заложено порядка полумиллиарда тенге на обновление этих антивирусов. То есть по стране лишь малая часть школ подключена к системе, а деньги уже льются, словно в бездну. Самое забавное, что технари НИТ устанавливают эти антивирусники так, что они не дают выйти на портал национальной библиотеки страны и Министерства образования, зато свободно пускают на порносайты. Все сроки сорваны. Из 570 школ, которые должны были в этом году перейти на систему, подключены лишь 40. Принимать эту систему в нынешнем варианте просто нельзя.
Большая перемена
А вот в АО «Национальные информационные технологии» уверены — все идет по плану.
— За 2012 год проект был внедрен в 72-х организациях образования, в 2013 году работы ведутся еще в 54-х организациях образования области (всего 126 — прим. авт.), — рассказала ведущий специалист Восточно-Казахстанского областного центра информационных технологий АО «НИТ» Оксана Глухих. — Система исправно работает. Какого-то четкого графика, когда и в скольких школах нужно установить систему, нет. Внедрение проекта по всей республике запланировано Министерством образования к 2020 году.
— В Восточном Казахстане около восьми тысяч образовательных учреждений. За два года система установлена в 126 — по большей части в городских школах, где есть вся необходимая инфраструктура. В сельских работа, скорее всего, будет продвигаться медленнее. Успеете в срок?
— Развитие проекта зависит от многих факторов. В том числе от готовности телекоммуникационных сетей провайдеров, электрических сетей школ и других. Подготовка проводится, и работа будет выполнена полностью.
— Какие основные проблемы вы видите в работе системы электронного образования?
— Функционал системы работает. Осталось начать активно заполнять данные. Консервативный настрой есть. Однако учителя и завучи привыкают к системе, включаются в работу. Сложным кажется настроиться на ведение документации в бумажном и электронном виде, учитывая, что привычные дневники и журналы можно будет отменить только в случае полного перевода всех организаций образования на электронную работу. Педагогов беспокоит, что переход и работа с системой требуют лишнего времени, некоторые из них высказываются по поводу того, что дополнительная работа должна оплачиваться. В прошлом году были предложения и со стороны колледжей — у них иначе строится расписание, нежели в школах, по-другому разбиваются предметы. В летний период система была адаптирована к особенностям работы колледжей.
— Как насчет завышенных цен на оборудование?
— Мне об этом ничего не известно.
— Вице-министр заявил, что у НИТ нет даже технико-экономического обоснования проекта, несмотря на то, что система уже два года как устанавливается. Да и большинство функций неисправны.
— Ответ на этот вопрос не в моей компетенции. С моей точки зрения, если инициатором проекта был президент Республики Казахстан, а сам проект одобрен Министерством образования, то отсутствие нормативной документации по проекту было бы недопустимо. Что касается функционала — он весь запускается.
— В сельских школах администрация и педагоги жалуются, что система попросту пылится в подвалах — электросеть не позволяет подключить дополнительное оборудование.
— На плохую электросеть жалоб не поступало. Вся техника стоит на местах, в подвалы ее никто не убирал. Есть определенные сомнения со стороны администрации школ, которая опасается включать часть техники из-за отсутствия в здании заземления. Но таких школ — одна-две по всей области. Вопрос решается местными исполнительными органами, деньги на заземление выделяются.
В областном акимате уверяют, что озадачены проблемой высокого напряжения, но финансовое сопротивление преодолеть не так просто.
— Мы стараемся решить проблему, но текущее финансирование не позволяет экстренно выделить средства на необходимое заземление, — пояснили нам в администрации региона. — Вероятно, в будущем году работа пойдет быстрее.
Не в сети
В управлении образования ВКО пытаются дать реальную оценку виртуальным нововведениям.
— Предварительные итоги работы системы — удовлетворительные, — рассказала пресс-секретарь ведомства Ксения Левонесова. — Правда, есть определенные нарекания: система создания расписания пока часто дает сбои. Заполнение расписания не автоматизировано, не предусмотрена возможность его просмотра заместителем директора по учебной части в разрезе всей недели, отдельно для каждого преподавателя. Нагрузка на завучей и педагогов увеличилась в два раза, так как бумажный вариант ведения документации пока не отменен. Оценки просматриваются только понедельно (интересно, кем? У родителей к отметкам доступа нет — ред.). Нет возможности сделать выборку по предметам, чтобы отследить успеваемость.
Широко заявленное СМС-оповещение для родителей пока не работает. И нет возможности обратной связи родителей с учителями в режиме онлайн. Электронные версии книг — обычная копия учебника. Кстати сказать, довольно низкого качества.
— Во всех ли школах система работает стабильно, без нареканий?
— К сожалению, не все организации в полном объеме готовы к установке техники, так как в 17 отсутствует контурное заземление, еще в 17 требуется увеличение входной электрической мощности. Текущее состояние электрических сетей в школах не выдерживает нагрузки при использовании оборудования.
— Когда же все школы перейдут на электронную систему?
— Стопроцентный охват предполагается к 2017 году.
Похоже, что даже точную дату окончания всех работ спецы от образования и исполнители в лице НИТ между собой так и не согласовали. Приключениями электроники уже заинтересовались в надзорных органах.
— В настоящее время в прокуратуру Усть-Каменогорска и Семея направлены поручения о проведении проверок функционирования данного оборудования, — сообщила нам пресс-секретарь областной прокуратуры Маржан Баяхметова.