В начале лета премьер-министр РК Даниал Ахметов сделал наказ подготовить в три месяца государственную программу электронного правительства.
Проект, на который возлагается надежда: сделать, наконец-то, из наших министерств прозрачные и эффективные управленческие аппараты государства.
Апологеты информационных технологий утверждают, что е-правительство — это новый виток демократии. Отрадно, что оно дошло и до наших краев.
Попробуем на этот информационный прорыв посмотреть снизу, с точки зрения корыстолюбивого потребителя, живущего в Казахстане и ожидающего очередного чуда. По сути, е-правительство — это электронное отображение всего государственного аппарата, начиная от министерства и заканчивая любым отделом районного акимата.
При этом на виду и вся деятельность государства, что дает возможность любому пользователю интернета увидеть, как оно функционирует, выполняются ли госпрограммы и чем, собственно, занят тот или иной чиновник.
Картина в идеале, заходишь на сайт РК, кликаешь, к примеру, госпрограммы, выбираешь «развитие села», и перед тобой раскрывается картина: сколько денег на это дело выделено, как они расходуются, в подробностях, вплоть до закупок материалов для постройки скотоводческой базы в энном поселке.
Можно посмотреть на бюджетные планы и результаты их реализации. Таким образом, и достигается та самая прозрачность, которой ох как не хватает Казахстану. По официальным данным уровень теневой экономики равен 22% от ВВП страны. Если чиновников заставят отображать свою работу в электронном виде, их работа на свой карман значительно усложнится.
Всем известно, что некоторые государственные мужи превратили тендеры в солидные кормушки. В министерстве юстиции посчитали, что из 267 млрд. тенге выделенных на госзакупки, около 26 миллиардов осело в карманах организаторов и посредников. Если госзакупки переведут в режим электронного правительства, то есть, все как положено: заранее объявят конкурс, требования к потенциальным поставщикам разместят в доступном виде на специальном сайте. Полученная информация от конкурсантов пройдет через компьютерную обработку, программа выявит максимально удобного поставщика из заданных требований без участия заинтересованных лиц. И можно надеяться, что именно прозрачность станет первым позитивным плодом е-правительства.
Председатель Агентства по информации и связи Биржан Канишев на заседании правительства 8 июня сообщил, что на первом этапе внедрения программы должны решиться вопросы электронных систем каждого министерства.
Затраты на весь проект уточняются. Но не стоит забывать следующее. Еще со времен моды на «электронную экономику» (благодаря концептуальным разработкам компаний-консультантов) в мире устойчиво закрепились несколько терминов, характеризующих возможности использования информационных технологий в органах государственной власти и управления. Англоязычные формулировки, к сожалению, пока не получили удобных эквивалентов в русском языке, поэтому приведем их в оригинале: G2C (государство-гражданин, Government to Citizen), G2B (государство-бизнес, Government to Business), G2G (государство-государство, Government to Government), IEE (внутренняя эффективность и продуктивность государственного аппарата, Internal Efficiency and Effectiveness).
Модель G2C предполагает использование интернета для получения гражданином от государства определенного набора услуг: например, кредита, льгот, консультаций, образовательных материалов и пр. Также в эту форму взаимодействия включены ключевые аспекты взаимодействия госструктур и граждан: социальные услуги, гранты/займы, налоги и пр. Ключевыми решениями, используемыми для создания G2C систем являются так называемые интернет-порталы, на которых собраны в единое целое все действующие сервисы.
Для решения задачи оптимизации взаимодействия государства и бизнеса используется модель G2B. Системы данного класса осуществляют сбор информации и обеспечение к ней доступа различным пользователям. Ключевые цели внедрения систем: регулирование, экономическое взаимодействие, торговля, лицензирование, гранты/займы, управление активами, налоги.
Информационные системы G2G создаются для обмена и интеграции данных, поступающих от федеральных и региональных органов власти. Внедрение этих систем нацелено на повышение эффективности работы государственного аппарата через оптимизацию документооборота и механизма принятия решений.
В современной мировой практике для повышения эффективности принятия решений в органах государственной власти активно используется опыт коммерческих структур. Именно задачу адаптации лучших коммерческих практик к решению государственных задач решают системы класса IEE. В данном случае речь идет об аналитических системах, решениях управления кадрами, финансами и т.п.
Из показанных систем видно, что все предлагаемые решения имеют под собой надежную логическую основу. Объективных возражений почти нет, кроме, пожалуй, одного — для создания «электронного правительства» необходимы колоссальные ресурсы и позволить такую удобную роскошь могут себе лишь очень богатые страны с устойчиво растущей экономикой. А что у нас? У нас в настоящее время определена только стоимость единой транспортной среды — порядка 200 млн. евро. А что получит само правительство от этого проекта? Премьер-министр Даниал Ахметов сказал так: координацию деятельности правительства в целом с тем, чтобы была четкая взаимосвязь между отдельными ведомствами, министерствами. С тем, чтобы был сокращен документооборот и, чтобы была углубленная интегрированность наших министерств и ведомств. Вот, к примеру, Австрия, внедрила и повысила эффективность работы министерств на 10-15%.
Впрочем, безбумажный документооборот выгоден не только правительству. По сути, любой е-гражданин может, не выходя из дома, оформить любые документы. Сколько у нас уходит времени на оформление квартиры, за каждой бумажкой очередь. А так включил компьютер, зашел на сайт заполнил все анкеты, поставил под ними свою подпись, естественно цифровую, и жди ответа. Эта же схема во много раз облегчает работу бизнесменов и, практически, сводит на нет бюрократические проволочки.
В Германии и Англии эта система уже внедрена, и граждане довольны.
Неделю назад Даниал Ахметов встречался со старшим вице-президентом группы компаний Samsung Ли Чол Ву. Как считает премьер-министр, на основе опыта Samsung необходимо, прежде всего, приступить к созданию таких систем, как «Электронная таможня», «Электронный гражданин», «Электронная недвижимость». Затем, по мнению Д. Ахметова, «можно будет создавать национальную идентификационную систему, которая и станет ядром строящейся общей системы «Электронного правительства».
Масштаб е-реформ в Казахстане судя по всему намечается грандиозный и по всем фронтам. Близ Алматы в пригородном поселке Алатау через год должен открыться «родильный дом» для IT-продукции нового поколения — Парк информационных технологий Alatau IT-city. Этим летом вице-президент АО Центр инжиниринга и трансферта технологий Тимур Кусаинов сообщил, что в парке уже реализуется более 60 проектов.
Среди разработчиков новых проектов известные всему миру компании Microsoft, НР, Siemens, Cisco Systems, Thales. Интересно, что и электронное правительство обещают запустить в 2005 году. Цитата Председателя Агентства РК по делам государственной службы Габидулла Абдрахимов: «Мы планируем до конца 2005 года осуществить полную компьютеризацию госорганов на всех уровнях и подключение к глобальной системе интернет. Кроме того, намечено внедрение информационной системы «Электронное правительство», которая обеспечит оперативную связь между регионами и центрами Казахстана».
Тут можно только посочувствовать нашим чиновникам: им придется срочно осваивать компьютерное дело. С введением е-правительства в Казахстане на порядок расширится it-рынок, появятся сотни новых рабочих мест: программисты, операторы, системные администраторы плюс огромный спрос на it-технологии, которые, возможно, будут производить и внутри страны. Но не стоит забывать, на сегодня в Казахстане интернет-услугами пользуется всего один процент населения. Подавляющее большинство имеет смутное представление о всемирной сети. Попробуйте в селе спросить про электронный адрес или аську, там и слов таких не знают. Может возникнуть ситуация когда отечественное электронное правительство замкнется на цепочке государство-государство, чиновники избавятся от бумажного документооборота повысят свою эффективность, возможно заработает связка государство<---> бизнес, но в этой схеме простые смертные будут вычеркнуты из процесса. Для одного процента населения выстраивать схему государств<---->гражданин не рентабельно, запускать ее в качестве альтернативы -колоссальные затраты. И вот здесь всплывает главный вопрос: как государственные мужи планируют провести информационную реформу за пределами госаппарата?
Заставить чиновника освоить компьютер и научить его работать в режиме онлайн можно и административными методами, а как быть с простыми гражданами? Все мы помним программу по компьютеризации школ, формально в жизнь ее воплотили, ну а дальше-то что? Большинство учеников на уроках информатики успевают освоить за школьную программу несколько правил пользования ПК: включить-выключить и немного поелозить курсором по монитору. С учениками не прошло, а со зрелыми обывателями еще сложнее их же нужно заинтересовывать.
А каким образом… пока не понятно.