Как говорят предприниматели, задекларировать груз онлайн посредством системы ИС “Астана-1” для них стало, без преувеличений, очень трудной миссией. Обоснования этого утверждения Казахстанская ассоциация предпринимателей изложила в обращении, которое направила в пять инстанций – от Нацпалаты “Атамекен” до Администрации Президента РК.
Программы нет, но вы держитесь!
Поводом для возмущения карагандинских предпринимателей – участников внешнеэкономической деятельности стала басенная ситуация Волка и Ягненка, в которую они оказались вовлечены с введением в действие электронного таможенного декларирования. Дело в том, что электронная система ИС “Астана-1”, посредством которой все действо по обработке и выпуску декларации должно производиться в течение 1 минуты, еще до конца не готова, и потому в реальности срок декларирования растянулся до нескольких суток (!). При этом меры административного наказания к предпринимателям, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, производящим электронное декларирование, органы госдоходов уже применяют.
– В 2016–2017 гг. в комитете государственных доходов министерства финансов заявляли, что с 1 января 2018 года будет введено электронное декларирование, – пояснил президент Казахстанской ассоциации предпринимателей и сервисных услуг Ермек АБИЛЬДИН. – Однако к назначенному сроку КГД МФ РК не подготовился, и после неоднократного переноса была назначена новая дата: 1 апреля 2018 года. Но с этого момента участники ВЭД стали ежедневно сообщать о множестве проблем при таможенном оформлении груза.
Причина, по словам предпринимателей, столь же абсурдна, сколь и банальна.
Электронная система ИС “Астана-1”, посредством которой осуществляется декларирование на территории РК, до настоящего времени находится в опытной эксплуатации. А срок ее сдачи в промышленную эксплуатацию КГД МФ РК планирует лишь в первом квартале 2019 года.
– ИС “Астана-1”, призванная облегчить процесс декларирования участников ВЭД, из-за неготовности КГД МФ РК ввести в эксплуатацию создала огромное количество проблем для предпринимателей, – говорит Ермек Абильдин. Почти как в Зимбабве
Время – деньги. Чьи?
– С 1 апреля 2018 года ситуация изменилась лишь в худшую сторону, – конкретизировал проблему, изложенную в обращении бизнес-сообщества, реальными примерами из жизни грузополучателей председатель гильдии участников внешнеэкономической деятельности, вице-президент КАПиСУ Ринат САФИУЛЛИН (на фото). – Контактов с должностными лицами таможенного органа стало больше в разы. Оформить декларацию на бумажном носителе мы раньше могли в течение 1 рабочего дня, а сейчас на оформление электронной декларации могут быть потрачены сутки!
В новом Таможенном кодексе РК – п. 7 ст. 180 – написано, что при оформлении декларации бумажный носитель, подтверждающий информацию, которая вносится в декларацию, не нужен, а ИС “Астана-1” требует скан копий этих документов.
Данное требование является абсурдным, так как требуемые документы у предпринимателя уже находятся в таможенном органе, потому что при пересечении границы Таможенного союза перевозчик груза предоставляет всю информацию по транспорту и перевозимому грузу!
Помимо заполнения электронной декларации есть еще предварительная подготовка для ее оформления. По рассказу Рината Сафиуллина, картина в реальности выглядит так: склад временного хранения (СВХ), куда прибывает груз, работает с 10.00 до 19.00. Таможенный пост работает с 9.00 до 18.30. Уже нестыковка рабочего времени СВХ и ЦТО! При оформлении груза по краткой декларации необходимо в первую очередь разместить транспорт на СВХ. Затем разгрузить его и разместить груз на СВХ. Затем получить в бухгалтерии СВХ отметку о размещении груза.
– Так вот время размещения транспорта может занять от 10 до 30 минут, на разгрузку и размещение – от 1 до 3 часов, в зависимости от того, свободны ли погрузчик и работники СВХ, осуществляющие разгрузку. То есть приблизительные затраты времени только на получение груза – 3 часа 30 минут, – считает председатель гильдии.
Далее, по его словам, еще “интереснее”. Для оформления документов и проставления отметки о прибытии груза предпринимателю необходимо вместе с водителем и документами следовать в таможенный пост ЦТО (ТП ЦТО).
– Время на дорогу может занять от 10 до 15 минут, – возмущается Ринат Сафиуллин. – В отделе доставки ТП ЦТО может быть очередь на оформление документов либо может не оказаться на месте сотрудника таможни. Время для проставления отметки о прибытии груза может занять от 10 до 45 минут. Кроме того, между СВХ и отделом доставки таможенного органа отсутствует электронная связь, а на СВХ отсутствует сотрудник таможенного органа. Поэтому здесь приблизительные затраты времени – 1 час. Почему предпринимателям Караганды мешает работать автоматизированная система управления рисками
Далее по регламенту следует прохождение фитосанитарного контроля. И здесь участникам ВЭД также рекомендуется запастись терпением.
– Орган по выдаче акта карантинного досмотра находится в 30–40 минутах езды от СВХ, – продолжает Сафиуллин. – Участник ВЭД приезжает на службу карантина, инспектора может не быть на месте: уехал на досмотр, на собрание, на обед и т. д. Время ожидания составляет от 30 минут до полутора часов. Предприниматель везет инспектора на СВХ на досмотр. После он отвозит его обратно в офис органа, где получает акт. Общее время на весь процесс карантинного досмотра – 2,5–3 часа. Итого: приблизительные затраты времени – 9 часов 20 минут. Это время предприниматель дополнительно затрачивает на подготовку оформления груза, который может относиться к категории скоропортящихся продуктов.
Созданы препятствия для предпринимательской деятельности, справиться с которыми малому и среднему бизнесу самостоятельно не под силу.
Близкие контакты… странной степени
Кроме того, по словам председателя гильдии участников ВЭД, в процессе декларирования груза создается впечатление, что таможенники умышленно увеличивают количество ситуаций, при которых “близкие контакты” с ними для предпринимателей становятся неизбежны.
– Согласно п. 7 ст. 180 ТК РК, предоставление документов не является обязательным. Тем не менее, если не загрузить документы в ИС “Астана-1” сразу, программа в любом случае выдаст “желтый коридор”, в результате чего будет назначена проверка документов и сведений, заявленных декларантом.
После этого, по словам Рината Сафиуллина, необходимо будет дождаться ответа таможенного инспектора с запросом о необходимых документах для подтверждения заявленной в таможенной декларации информации. Лишь затем их можно загружать. После этого инспектор производит проверку документов и сведений и принимает решение о выпуске, задержке груза.
– Таким образом, контакт участника ВЭД с таможенным инспектором запланирован контролирующим органом, свидетельством чего является то, что должностные лица производят проверку документов, предоставленных участниками ВЭД. В частности, от инспектора зависит назначение дополнительной проверки, по какому “коридору” будет выпущен товар.
По мнению председателя гильдии, всё это свидетельствует о наличии коррупционной ситуации.
– Информация КГД о том, что электронное декларирование исключает контакт между УВЭД и сотрудниками таможенного органа, не соответствует действительности, – констатирует Ринат Сафиуллин. – Более того, нам уже кажется, что вся эта бюрократия, все палки в колеса предпринимателей направлены на одно: чтобы система электронного декларирования как можно дольше не работала в полном объеме. Ведь при ее успешном введении большинство таможенных сотрудников КГД МФ РК неизбежно будут сокращены. Казахстан теряет миллиарды из-за ретивых таможенников
Создание для бизнеса препятствий в деятельности увеличивает расходы предпринимателей, что неизбежно повлечет повышение цен на ввозимые товары.
– Есть категория грузов, которые просто начнут портиться, пока хозяин будет их декларировать, – отмечает Ермек Абильдин. – Само собой, предприниматель заложит цену ущерба в стоимость товара. Все это ударит по кошельку потребителя. А КГД останется в стороне, хотя это их прямая вина.
Устранить и наказать!
“КГД МФ РК введены условия, направленные на создание дополнительных барьеров для МСБ РК, вследствие чего у МСБ нет возможности для законного таможенного оформления и, следовательно, законного занятия бизнесом, – пишут в своем обращении предприниматели. – Созданные условия, не отвечающие требованиям по развитию предпринимательства, противоречат Конституции Республики Казахстан и Предпринимательскому кодексу Республики Казахстан. Поэтому просим: принять меры для устранения препятствий в осуществлении ускоренной таможенной очистки грузов участниками ВЭД с введением электронного декларирования. А также привлечь к ответственности виновных лиц за срыв качественного полномасштабного перехода на электронное декларирование”.
КАРАГАНДА