Заходите, модницы, в “Африку” гулять
В любой мировой столице есть шопинг-центры, которые штурмуют страждущие эксклюзивных вещиц и умопомрачительных скидок туристки. В ЭКСПО-городке такой оазис шопоголика, наверное, павильон африканских стран. Чего здесь только нет! И чай прямиком с кенийских плантаций по 1 500 тенге за большую пачку, и цельнозерновой кофе оттуда же за 3 тысячи тенге… Есть одежда, украшения и, конечно, изделия из кожи крокодила и змеи. Милый продавец может не просто продать сумочку из диковинного зверя, но и показать в подробностях, как он этого самого крокодила разделывал и какая часть опасного хищника пошла на модный аксессуар.
Цены здесь на порядок ниже, чем в крупных торговых домах Астаны. Так, например, сумочки модели “Келли” из змеи продаются за 50 тысяч тенге, из крокодила – за 80 тысяч. Но цены – не окончательные. Так, клатч из крокодиловой кожи, за который африканский продавец просил 35 тысяч тенге, мне удалось купить за 20 тысяч. И это в середине выставки, сейчас, когда все торговцы понимают, что нераспроданное придется везти назад, можно сторговаться еще выгоднее. А на сдачу купить любимому ремень из крокодиловой же кожи за 8 тысяч тенге или несколько баночек масла карите.
– No seams, no acne. Wonderful skin! Как у бала! Үш мың, – на смеси английского, русского и казахского пытается объяснить чудодейственные свойства этого масла один из темнокожих торговцев.
Запах у этого масла, конечно, не очень приятный, но рекламируют его не только торговцы павильона “Африка Плаза”, но и именитые бьюти-блогеры в Интернете. Потому девушки берут продукт охотно. Тем более что редко купишь в Астане 100 миллилитров хорошего крема для лица всего за 3 тысячи тенге.
За косметикой можно также сходить в павильон Иордании. Здесь представлена обширная линейка кремов, скрабов и сывороток на основе солей Мертвого моря. Цены, конечно, выше, чем на масло карите, – 7 500 тенге за стограммовую баночку крема, но качество того стоит.
Почти что дьюти-фри
Искателям сувениров, мельхиоровой бижутерии и палантинов из Кашмира прямая дорога в павильон стран Великого Шелкового пути либо в павильон Индии.
Индийские ярмарки проходят в Астане достаточно часто, и ассортимент на них практически такой же, как на территории ЭКСПО, но ведь далеко не все приезжают в столицу Казахстана на них. А на ЭКСПО едут. И с удовольствием тратят 2 000–3 000 тенге за стеклянного или деревянного слоненка или Будду, 1 500 тенге за мельхиоровые кольца с натуральными камнями. И даже самые стойкие не выдерживают агрессивного натиска торговцев и покупают у них хотя бы ароматические палочки за 300 тенге или бамбуковую дудочку за 500.
Если не базарчик, то сувенирный магазин есть практически в каждом павильоне страны-участницы. И чаще всего цены здесь ниже, чем в среднем на рынке. Так, например, в павильоне Латвии можно купить массивные серебряные кольца с янтарем за 7–11 тысяч тенге, а в павильоне Беларуси – добротные механические наручные часы за 15 тысяч.
Как рассказали нам в АО “НК “Астана ЭКСПО-2017”, в соответствии с соглашением между правительством Республики Казахстан и Международным бюро выставок о льготах и преференциях для официальных участников, связанных с проведением Международной специализированной выставки в городе Астане, страны-участницы, осуществляющие коммерческую деятельность через офис комиссара секции, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость и корпоративного подоходного налога. По похожему законодательству работают магазины duty free в аэропортах.
Вместе с тем каждый павильон платит нацкомпании роялти. Сколько именно – коммерческая тайна. Австрийская юрта в Астане
– Страна-участница ежемесячно предоставляет отчет по продажам, на основании которого начисляется роялти для уплаты организатору. Необходимо отметить, что расходы на ведение коммерческой деятельности страна-участница несет самостоятельно. Объемы продаж юридическими лицами стран-участниц являются коммерческой тайной и не подлежат распространению, за исключением требований законодательства Республики Казахстан, – говорит заместитель председателя правления АО “НК “Астана ЭКСПО-2017” Ербол ШОРМАНОВ.
150 миллионов на сувениры
Кроме сувениров от стран-участниц, на территории ЭКСПО есть и киоски с официальной сувенирной продукцией выставки. Право на ее производство получили 36 компаний.
– Необходимо отметить, что все расходы, связанные с производством и реализацией продукции, несет лицензиат, при этом организатору уплачивается единовременный платеж и роялти с продаж за право использования логотипа ЭКСПО-2017. Для реализации сувенирной продукции на территории выставки был проведен конкурс по отбору ритейл-оператора, в соответствии с которым он берет на себя все расходы по реализации сувенирной продукции – это персонал, мебель, оборудование и пр. Объемы продаж составляют на текущий момент порядка 150 миллионов тенге, – говорит Ербол Шорманов.
Итоговая сумма, на которую закупились в рамках ЭКСПО -2017 шопоголики, станет известна, конечно же, после окончания выставки. И пока у всех неуспевших есть шанс сделать свой вклад в эту статистику.
Астана