Эксплуатация природных ресурсов – наш национальный вид спорта. Это дешево и быстро. Проблема такого подхода одна: владелец турбизнеса не вкладывает в него ничего. Ни капли труда. Чаще всего даже не поддерживает порядок на отведенной территории и быстро превращает зону умиротворения в свалку. Потом берет новый участок – и начинается вторая серия. И т. д.
Есть еще один сегмент в туризме, где при минимальном вложении можно получить максимальную отдачу. Это туризм на легенде. Совсем по-простому – на заманухе. Такой туризм у нас есть. Но не развит. Список объектов? Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, пещера Абулхаира на Боровом, Аулие-агаш под Жаркентом, мечеть Бекет-ата в Западном Казахстане, памятник Ноевому ковчегу на горе Казыгурт в ЮКО… Все сделано руками.
Самое интересное: все эти объекты немного ущербны, что только увеличивает их притягательность. Мавзолей недостроен, но патина древности очаровывает. Пещера на жилье не тянет. Аулие-агаш несет следы огня. А мечеть в земле – страшно. Неуютно, но лезешь.
Такое направление очень популярно в мире. Например, в Канаде в провинции Альберта построена посадочная площадка для НЛО. Построили ее в 1967 году власти городка Сейнт-Поул. Никакого отношения к космосу и инопланетянам город отношения не имеет. Но здесь же создан музей НЛО, а при нем открыта специальная “горячая линия” для свидетелей НЛО, куда можно позвонить по бесплатному номеру и сообщить о контакте. Бред? Но 20 тысяч туристов ежегодно в него верят!
Странно, что такого “инопланетного” центра нет в Казахстане. В конце концов, космодром Байконур, откуда в космос ушли первые ракеты, находится в нашей стране и до сих пор активно используется. И если уж за кем инопланетяне должны наблюдать, то прежде всего за нашей территорией. Россия уже уходит с Байконура. Первый запуск ракеты на космодроме “Восточный” на Дальнем Востоке отложен на 25 апреля. После этого в течение пары лет “Роскосмос” наверняка свернет запуски с территории РК. Чем будет жить город Байконур завтра?
В России прошлый год стал годом расцвета внутреннего туризма. Что предложить, кроме Черного моря и Золотого кольца? Вышли из ситуации оригинально. В Москве начинается Сибирский тракт. Великий кандальный путь в 8 тысяч верст. Всего век назад по нему тысячами шли ссыльные в Сибирь. На его протяжении в малых городах образовались музеи тракта. А каждому желающему предлагают, надев холщовое рубище и кандалы, пройти версту под конвоем. Туристы платят и бредут.
Идут туристы, и чтобы пощекотать себе нервы. В Китае самая опасная тропа ведет на вершину горы Хуашань в провинции Шэньси. “Тропа смерти” сделана из узких досок, висящих над пропастью без перил и ограждений. По сути, это экстремальный аттракцион. Хуашань стала прообразом парящих гор для фильма “Аватар”. До вершины можно добраться на фуникулере, но большая часть туристов упорно рискует своей жизнью.
Для туристов за рулем есть другой аттракцион – туннель Гуолян, тоже в Китае. Туннель прорубили 13 жителей деревни прямо в скале, чтобы добираться до райцентра. Туннель частично открыт – в нем прорублены дыры для освещения, в которые регулярно и срываются машины.
Одна из достопримечательностей Венеции – остров Мурано. В XIII веке туда перенесли стекольное производство. Теперь стеклодувы больше зарабатывают на шоу, чем на продаже самого стекла. Такая вот диверсификация в отрасли…
Каждая область нашей страны может похвастаться не меньшими чудесами. Главное во всем этом – грамотный PR. Неважно, на каком уровне, страновом, региональном или отраслевом. PR может создать легенду, вокруг которой должна выстраиваться инфраструктура по монетизации этой легенды.
Алматы