В комментариях, которыми западная пресса сопроводила итоги минской встречи, упор делается на то, что личное общение президентов России и Украины все-таки состоялось. Это, конечно, позитивная новость.
Путин и Порошенко согласились с необходимостью остановить кровопролитие — вынесла в заголовок британская The Telergaph: украинский лидер сообщил, что на саммите никто не возражал против его мирного плана, однако президент Путин подчеркивает, что его реализация находится в исключительной компетенции Украины. Россия может лишь поспособствовать созданию атмосферы доверия на прямых переговорах, которые Киев должен вести с субъектами конфликта — Донецком и Луганском, пересказывает газета слова Путина.
И это, в общем, в интерпретации западных СМИ — главный содержательный итог саммита, указывающий, по мнению ряда аналитиков, на принципиальную разницу в том, что из этого конфликта пытается сделать Украина, и что он есть на самом деле.
"Фундаментальное отличие заключается в том, что Россия не считает себя стороной в украинском конфликте. Россия рассматривает его как конфликт между населением восточной Украины и правительством, пришедшим к власти в Киеве в феврале. Поэтому российское видение ситуации полностью отличается от позиции Порошенко и людей в Киеве, которые хотят придать конфликту международный характер и превратить его в конфликт между Украиной и Россией. Поэтому мы и наблюдаем совершенно разные подходы к ситуации со стороны двух президентов", — пояснил британский эксперт по правовым вопросам Александр Меркурис.
Значительно больше анализируют атмосферу встречи и ситуацию, на фоне которой она происходит. Редко в заголовках немецкой прессы можно встретить такое частое употребление слова Handschlag — рукопожатие. Соответственно, по всем изданием кочует фотография Владимира Путина и Петра Порошенко, пожимающих друг другу руки.
Многие отмечают расслабленное и доброжелательное настроение Путина, хотя некоторые сомневаются в том, что российский президент был искренне рад видеть украинского коллегу, и скованность или серьезность Порошенко.
Забавно, что в Die Welt — две статьи на эту тему с диаметрально противоположными оценками. Одна называется: "Украина и Россия хотят говорить". Ее подзаголовок: "Рукопожатие на кризисном саммите в Минске". Другая: "Не больше, чем рукопожатие" с подзагловком: "Переговоры Путина и Порошенко во время саммита в Минске не увенчались прорывом".
Собственно, пишут все, это было понятно с самого начала, потому что такого масштаба проблемы не разрешаются в одно действие, к тому же в конфликт со стороны Киева, это уже давно признанный в мире факт — и по сей день вовлечены силы, с которыми в принципе договариваться невозможно.
"Москва не заинтересована в том, чтобы затягивать этот конфликт. Москва заинтересована в таком урегулировании, которое будет учитывать интересы населения восточной Украины, и не заинтересована в отделении (региона). Но в то же время, жесткая политика Киева, поддерживаемая, к сожалению, наиболее опасными силами в стране, такими как "Правый сектор" и партия "Свобода", не располагает к политическому решению", — проговаривает испанский международный обозреватель Срджа Трифкович.
И это при том, что все заинтересованные стороны, включая и Киев, говорят о необходимости перевода конфликта из военного в политическое русло, имея ввиду в первую очередь необходимость облегчить отчаянное положение гражданского населения в зоне боевых действий.
Западные СМИ уделяют все больше внимания гуманитарным последствиям кризиса и попыткам России повлиять на ситуацию. При этом репортеры, находящиеся на месте событий, им, очевидно, симпатизируют.
Бои продолжаются, а Россия заявляет, что хочет послать второй гуманитарный конвой в Луганск, отмечает CNN. Первый Украина назвала прямым вторжением, но, конечно, существует большая разница между вторжением с применением танков и вторжением с применением грузовиков с гуманитарной грузом. Каковы бы ни были мотивы президента Путина, нет никаких сомнений, что жители Луганска отчаянно нуждаются в гуманитарной помощи.
Но какой бы экстренной не была необходимость прекращения огня, западные СМИ, сомневаются в том, что это произойдет быстро. Комментатор SkyNews, например, считает, что саммит в Минске — это только первый шаг на пути долгого урегулирования.
А Sueddeutsche Zeitung сопроводила фотографию из Минска на первый взгляд парадоксальным комментарием: "Москва и Киев на полпути к рукопожатию".