Но какие казахские национальные ценности сохраняют свою значимость и актуальны по сей день, а какие из них устарели и не вписываются в современные реалии? Нужны ли казахам новые ценности, и на какой философской основе они должны зиждиться? Кому должна принадлежать главная роль в процессе культивирования ценностей? На все эти вопросы редакции Central Asia Monitor ответили известные отечественные эксперты.
Как уверяет блогер Марат ТОЛИБАЕВ, издревле казахскими национальными ценностями считались: свобода, взаимовыручка, гостеприитмство и уважение к старшим. Они сохраняют актуальность по сей день.
— В то же время есть и такие ценности, которые явно не вписываются в современные реалии, — отметчает он. — Например, это:
– трайбализм (разделение единой нации по родам, оказание различных привилегий по родовому признаку, что недопустимо, особенно на государственной службе);
– протекционизм (оказание противоправной поддержки друзьям и родственникам в различных вопросах, так называемое телефонное право или «принцип баке-саке»);
– кичливость (выставление напоказ своих реальных или мнимых достоинств в части материального богатства, родственных связей, собственных достижений или достижений близких).
В силу того, что жизнь постоянно движется вперед и меняется, неизбежно и изменение моральных ценностей в казахстанском обществе. Но какие из них следует принять? ТОЛИБАЕВ считает, что это должен быть «микс восточных и западных ценностей – само евразийское расположение нашей страны предполагает такой сценарий».
— Мы могли бы гармонично сочетать, например, свободу личности с уважением к старшим. То есть, каждый молодой человек должен с уважением относиться к старшему поколению, но при этом старшее поколение не должно ограничивать молодежь в выборе ею своего жизненного пути. Образец такой гармонии мы видим в японском обществе, — подметил он.
Но при этом, на его взгляд, приоритет должен быть за обществом в целом. В идеале оно первично, а государство вторично.
— То есть, теоретически общество возникло раньше и уже для удовлетворения своих нужд создало государство. Поэтому общество диктует государству свои ценности, а не наоборот, — подытожил ТОЛИБАЕВ.
Казахстанскому журналисту Владиславу ЮРИЦЫНУ импонирует казахская традиция помогать родственникам. Но оборотная сторона такой медали приводит к снижению ценности государства и непониманию важности государства как социального института и феномена, который требует определенных усилий и жертвенности.
— Складывается впечатление, что фраза «принес пользу государству» для многих казахов не имеет высокой ценности. Здесь на первом месте стоит помощь своей родне и часто за счет государства. При этом я встречал реальных фанатов общественного и государственного блага, которые понимают и осознают смысл коллективных форм общежития и функционирования, да и вообще важности общих структур и правил игры, — говорит ЮРИЦЫН.
Также журналист добавил, что ему трудно идентифицировать и классифицировать даже свои собственные ценности, т.к. в свое время он был «октябренком, пионером и комсомольцем», чья идеологическая и поведенческая матрица не исчезла и в новое время.
— Среди казахов я встречал и встречаю людей с аналогичной постсоветской картиной мира, которая сопоставима и совместима с моей. Мы запросто находим общий язык, можем делать общие проекты и совместно решать возникающие проблемы, — сказал ЮРИЦЫН.
Собеседнику САМ кажется, что ценности должны быть такими, чтобы они способствовали человеческому развитию и блокировали деструктивные начала. А какие они при этом в своей основе – традиционные, либеральные, религиозные – вопрос второй.
Кандидат педагогических наук Евфрат ИМАМБЕК уверяет, что национальные ценности трансформируются, что предполагает не только их улучшение, но и деформацию.
— Это как раз то, что и происходило с нашими традиционными духовными ценностями в течение последних ста лет в силу известных причин. Самое трагичное заключается в том, что мы до сих пор не смогли полностью восстановить их, а многие и вовсе утеряны безвозвратно, — говорит ИМАМБЕК.
Также ученый отметил, что парадоксальность развития культурных процессов в казахском социуме ХХ века хорошо видна на примере отношения к женщине. С одной стороны, государство провозглашало принцип равенства полов, и следует признать, что на официальном уровне при советском строе положение женщины выглядело предпочтительнее, нежели в тех же западных демократиях.
— В массовом сознании казахстанского общества, в котором преобладала русско-казахская культурная среда, женщина часто занимала главенствующее положение внутри семьи. Помните словосочетание «жена-командир»? Насколько я знаю, подобное было совершенно немыслимо в европейской бытовой культуре той эпохи, — сказал он. — Но, с другой стороны, деформация культурных ценностей привела к конфликту по линии «сноха – родители мужа». Для традиционной семьи это было совершенно нехарактерно. Ведь в казахском обществе сноха (келин) почиталась больше, чем дочь. И это было вполне естественно, поскольку
Притом все вышеуказанные деформации крайне, на взгляд г-на ИМАМБЕКА, негативно сказались на духовнонравственном состоянии казахского социума.
— Новые ценности необходимы не только казахам, но и всему казахстанскому обществу в целом, — добавил он. — При этом следует понимать, что речь идет о традиционных казахских ценностях, адаптированных к современным условиям. Их нельзя взять из совершенно чуждой нам среды и механически перенести на нашу почву – такое казахский народ уже пережил в XX веке, и это имело трагические для него последствия. Процессы, происходившие на рубеже XX-XXI веков, в этом плане тоже нельзя назвать однозначными. Но здесь уже мы сами в стремлении интегрироваться в мировое пространство взяли моду демонстрировать высокомерие по отношению к собственному духовному наследию.