Правда, по сообщению ГУ "СОМЭ КН МОН РК" эпицентр землетрясения расположен на территории города Алматы. Энергетический класс землетрясения 8.5. Магнитуда MPV 3.7.
Тема землетрясений для алматинцев остается актуальной в любое время. Уже много лет идут обсуждения того, какими могут быть последствия от сильных толчков и о том, готов ли наш город к ним.
Как пишет портал Prohunt.kz, Алматы входит в тройку самых уязвимых от землетрясений городов.
Помимо нас в категорию «катастрофических разрушений» попали лишь Бишкек и Катманду.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz решил вспомнить, какие прогнозы делали эксперты относительно того, что произойдет с нашим городом при самом худшем стечении обстоятельств.
Верненский, Чиликский и Кеминский сценарии
Ещё в 2008 году в ходе международного семинара «Изучение управления рисками землетрясений в городе Алматы» японский специалист Сэгава Сюке определил три возможных варианта развития событий.
За основу разработки сценария наиболее вероятного сейсмического бедствия японский специалист взял три самых разрушительных землетрясений, произошедших в Алматы в прошлом:
- Верненское землетрясение 1887 года с интенсивностью от 8 до 9 баллов, при котором погибли 236 человек
- Чиликское землетрясение 1889 года с интенсивностью от 7 до 9 баллов
- Кеминское землетрясение 1911 года, с интенсивностью от 8 до 9 баллов, в результате которого погибло 44 человека.
По мнению Сэгава Сюке, если один из этих сценариев повторится, то Алматы ожидают куда более серьезные последствия нежели те, что были в прошлом.
При повторении Верненской модели землетрясения 25 тыс. зданий будут разрушены, при этом погибнут 25 тыс. человек. На водоснабжающих и канализационных сетях будут 1100 точек повреждения.
При повторении Чиликской модели землетрясения будут разрушены 5300 зданий, число погибших может достигнуть 2 тысяч человек. Водоснабжение и канализация не будут разрушены.
При повторении Кеминской модели землетрясения будут разрушены 15400 зданий, погибнут 10 тысяч человек. На водоснабжающих и канализационных сетях образуется 200 точек повреждения.
Яма на 300 тысяч погибших
Известно то, что в Министерстве по чрезвычайным ситуациям заранее готовились ещё к более худшим прогнозам. В апреле того же 2008 года появилась информация о том, что под Алматы, неподалеку от села Караой выделена земля под захоронение 300 тысяч человек. Именно такими прогнозами обладало МЧС РК на тот момент. Подобные планы вызвали немало обсуждений со стороны общества и СМИ. По понятным причинам многие люди задавались вопросом о том, почему бы не направить эти деньги на то, чтобы спасти людей, а не хоронить их заживо.
На что Владимир Божко дал очень жесткий ответ.
— А разве не будет кощунством, если трупы будут валяться по всему городу, несмотря на все наши предпринятые меры? Ведь будет нанесен моральный ущерб оставшимся живым алматинцам. Нужно предусмотреть все варианты: нормальное захоронение погибших, лечение пострадавших, включая психологическую помощь. Нам необходимо просчитать любые возможности… Хотя я очень надеюсь, что высотные здания в Алматы выдержат землетрясение, — высказался экс-министр.
Когда город превратится в ад
Уже в 2012 году руководитель Центра биофизической экологии Виктор Инюшин и президент фонда «Амансулык» Бахыт Туменова в интервью для газеты «Время» высказали свои версии того, что произойдет с нашим городом при землетрясении с магнитудой в 8-10 баллов.
Виктор Инюшин уверен в том, что таких сильных толчков наш город просто не выдержит.
По его словам, если эпицентр удара будет находится прямо в городе, то здания будут просто валиться на бок. Прием новые дома развалятся, а старые упадут. Также из-за газовых труб, которые протянуты по всему городу, начнутся пожары. Часть людей погибнет под завалами, а часть сгорит.
Из-за огромного количества автомобилей город встанет в огромную пробку и поэтому спасатели из других городов нам ничем помочь не смогут, дороги будут заблокированы. Помимо этого, провода и деревья будут мешать вертолетам, поэтому спасатели не смогут подлететь достаточно близко для того, чтобы эвакуировать людей.
— Так что я убежден: организовать грамотную спасательную операцию в Алматы просто невозможно. По идеи, к нам должны будут прийти на помощь специалисты из других городов и соседних стран. Понадобится как минимум 3-4 для для того, чтобы спасательная работа началась. Тысячи людей под завалами просто не дождутся помощи, — считает Виктор Инюшин.
По словам Бахыт Туменовой, ещё в 80-е годы при самом разрушительном землетрясении, по оценкам советских ученых, в нашем городе могло погибнуть 120 тысяч человек. Сейчас же, как считает Туменова, эту цифру смело можно умножать на два.
— В зону поражения попадут и врачи со спасателями. Будут разрушены больницы, начнутся пожары, мы останемся без света и электричества. В таких условиях оказывать медицинскую помощь очень сложно, не говоря уже о том, чтобы проводить сложнейшие операции. В случае удара стихии человек получает самые разные травмы – переломы, ожоги, резаные раны. Нельзя просто перевязать его и отпустить домой. Каждому пострадавшему требуется тщательное обследование и заботливый уход. Я очень сомневаюсь в том, что мы будем способны все это организовать, — считает Бахыт Туменова.
Как разрушения в Алматы могут повлиять на страну?
По мнению экспертов, разрушительное землетрясение в Алматы может поставить в тупик IT-инфраструктуру страны.
Портал Computerworld.kz, опираясь на данные Агентства по статистике Республики Казахстан, выяснил, что в госсекторе Казахстана насчитывается 1507 ведомственных дата-центров (ЦОДов). И при этом, большинство из них, то есть, 1382 – находится в Алматы, и лишь 50 – в Астане. Таким образом, в Южной столице находится 91,7% всех ЦОДов Казахстана.
Если в Алматы все же произойдет существенное землетрясение, способное вывести из строя центры обработки данных, то работоспособных по всей республике останется всего 125. Из них 50 – в Астане. Этого, разумеется, недостаточно. Страну помимо трагедии, связанной с землетрясением, охватит информационный коллапс. «Встанет» электронное правительство, многие ведомственные базы данных будут безвозвратно утеряны.
Также эксперты считают, что от этого может очень сильно пострадать ВВП страны. Например, экономист Тулеген Аскаров, в программе «Мозговой Штурм», высказался на счет того, что эти потери могут составить от 30% до 50% от годового ВВП страны.
— Экономически Алматы остается настолько важным центром для страны, что в случае вот такой катастрофы потери будут не только огромными, они будут долгосрочными. То есть страна на протяжении, может быть двух, трех десятилетий будет ощущать последствия этой драмы, — считает Тулеген Аскаров.
В той же программе свое мнение высказал и политолог Досым Сатпаев.
— 200 миллиардов долларов — это возможный экономический ущерб. Это землетрясение в г. Алматы. Это больше, чем ВВП, колоссальная цифра, — считает известный политолог.