– Захира Онгарбаевна, расскажите пожалуйста почему Вы решили помогать людям с инвалидностью?
– Из шестерых детей, которые родились в моей семье, только у меня при рождении оказались такие серьезные проблемы со здоровьем. Я не могла встать на ноги целых 4 года. У меня были сестры и братья, и всем требовалась родительская забота, поэтому не всегда со мной могли погулять, поговорить.
Несколько сложных операций поставили меня на ноги, и я смогла наконец выходить на улицу тогда, когда мне этого хотелось, а не тогда, когда у кого-то из родных выдалась свободная минутка. Мир распахнул для меня свои двери, но шагнуть туда мне было страшно. Меня манила улица, но сверстники мне там были не рады. Никто не звал меня поиграть, никто не хотел со мной дружить. Обзывались, швыряли камни, прогоняли, смеялись надо мной… Только одна девочка, живущая по соседству, дружила со мной. Приближалось время идти в школу, и моим слезам не было конца. Если с улицы можно в любой момент уйти, от насмешек скрыться в доме, то из школы не сбежишь.
Но слезы я лить перестала, как только переступила порог своей школы. Меня отдали в интернат, где обучаются ребята с инвалидностью. И, наверное, это было моим спасением.
Мой физический изъян на фоне особенностей других ребят казался не так уж и страшен, ведь многие дети не то, что не могли ходить, но не могли сидеть, вообще двигаться – только лежали в одном положении.
Примерно в восьмом классе, я почувствовала, что мир, в котором мы заперты, ограничен не нами самими, а другими, людьми без инвалидности. И зависеть от этих рамок, находиться внутри, словно в резервации, мне стало невыносимо.
Я поступила в педагогическое училище в той же Шымкентской области, где и жила. После привычной обстановки было особенно тяжело – если в детстве со мной не хотели играть другие дети, то теперь уже я сама не могла побороть в себе страх выйти с друзьями – я отличалась от всех. Помимо этого, я и физически плохо справлялась: ходить по ступенькам было тяжело, успевать за однокурсниками в каких-то поездках, на экскурсиях не получалось…
После учебы я устроилась на работу в общеобразовательную школу. С большим трудом я проработала год: работа с детьми начальных классов мне оказалась не под силу. Ведь постоянно нужно быть на ногах, играть, прыгать. Через полтора года мне пришлось уволиться.
– Как Вы оказались в Алматы?
– Закончив институт по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», я поехала искать счастье в Алматы. Работа позволяла большую часть времени сидеть, и это вполне меня устраивало. Вскорости вышла замуж, родила ребенка, через 4 года развелись.
В 2002 году в Алмате я помогала в качестве волонтера в организации, которая занимается вопросами женщин с инвалидностью. Довольно скоро мне предложили работу на постоянной основе, и я стала координатором по Центральной Азии. Какие только проекты мы там не реализовывали! И концерты устраивали, и встречи интересные – много чего.
На одном из наших мероприятий появились представители вуза ALMAU и объявили об открытии программы «НЕограниченные возможности». Программа только стартовала, и я тут же подала заявку.
Коллектив учебного заведения создал не только комфортную среду обитания для людей с инвалидностью, но и «подогнал» под потребности людей с инвалидностью всю инфраструктуру – оборудованные подъемниками лестницы, широкие проходы, пандусы.
Приличный стаж работы в организации, занимающейся проблемами женщин с инвалидностью, мне очень помог в учебе – я была профессионалом во многих вопросах, досконально изучила законы, права. А уж о потребностях лиц с инвалидностью я знала как нельзя лучше – всё прочувствовала на себе лично, ведь весь мой путь – это борьба. Нужно постоянно доказывать свою дееспособность, состоятельность, с удвоенной силой отвоевывать и отстаивать свое место под солнцем.
Обучение в вузе подтолкнуло меня к созданию общественного фонда, а также профессиональной онлайн-школы по современным Digital направлениям.
Кстати, в прошлом году я стала обладателем Silver MBA. Впервые в истории выпускник получил эту международную награду за значительный вклад в развитие общества.
– В каком году был основан фонд?
– Фонд ITeachМe начал свою деятельность в 2020 году с целью создания инновационных решений для улучшения качества жизни людей с инвалидностью.
Наша целевая аудитория молодежь от с 17 лет с сохраненным интеллектом. Во время пандемии многие были не готовы к онлайн-формату работы и дистанционному обучению, мы как раз начали развивать данное направление. Сначала у нас было всего 16 человек, они прошли digital–обучение. В этом году у нас обучается более 200 ребят по проекту ОrleTECH. Ежегодно обучение проходит 100-150 человек, 90 % из них получают знания именно по digital-специальностям (SMM, копирайтинг, мобилография, применение ИИ), соответственно по этим направлениям они и находят работу.
Фонд ITeаchMе позиционирует себя как центр развития компетенций. Мы обучаем ребят с инвалидностью современным востребованным профессиям. А после помогаем с трудоустройством, социализацией. Мы берем на себя обязательство пройти с учеником полный цикл задач, чтобы человек вышел из дома и начал зарабатывать. Обычно этот путь занимает 6-7 месяцев. Согласитесь, это достаточно краткосрочный временной путь.
Меня часто спрашивают, почему я не сбежала из гнетущей среды, почему не вырвалась в другой мир, почему осталась. Все дело в том, что физическую боль преодолеть легче, чем ментальную, душевную. Кривые взгляды и насмешки по миллиметру вбивают в тебя колья неполноценности. Недооцененные возможности ставят крест на карьере. Чужое мнение гасит веру в себя и уничтожает любую идею. Иногда и желание жить.
– Сколько сейчас в Казахстане проживает лиц с инвалидностью и с какими трудностями они сталкиваются при трудоустройстве?
– В Казахстане 725 тысяч лиц с инвалидностью, из них 109 тысяч – дети. Трудоустройство людей с ограниченными возможностями является глобальным вопросом, который решается в Казахстане уже на протяжении многих лет. По статистике, в стране 420 тысяч инвалидов трудоспособного возраста, но из них работают лишь 30 %. Я считаю, что основным барьером является образование. Не все дети могут учиться в общеобразовательных школах, им приходиться оставаться дома. Естественно, такое обучение не всегда соответствует требованиям. Также существуют инфраструктурные барьеры — не каждый человек с инвалидностью может сам свободно добраться до места назначения на общественном транспорте и не все здания приспособлены. Поэтому людям с особыми потребностями наиболее подходит дистанционное обучение. Считаю, что государственная поддержка работодателей по трудоустройству лиц с инвалидностью должна быть усилена. Многие компании не в курсе что существует госпрограммы, субсидированные рабочие места.
– Какие проекты по развитию инклюзии сейчас развиваются в РК?
– С февраля 2024 года разрабатывается Концепция инклюзивной политики, в рамках которой будут охвачены все аспекты жизнедеятельности людей с инвалидностью от рождения. Особенность инклюзивной политики заключается в правовом подходе, когда человека с инвалидностью рассматривают не как пациента, а как личность, имеющую право на достойную жизнь.
– Какие усилия еще необходимо предпринять, чтобы модель инклюзивного образования эффективно работала, а люди с нарушениями развития получали равные социальные возможности?
– Развитие технологий способствует снижению физических ограничений у лиц с инвалидностью. Например, индуктивная петля предоставляет возможность слушать. Для незрячих и слабовидящих людей есть различные устройства, которые считывают информацию. Чем больше применяется таких технологий, тем легче обучаться. Поэтому при формировании методологии обучения и организации образовательного процесса нужно учитывать такие моменты. Мы на своих обучающих курсах используем при работе с людьми с нарушениями речи и слуха субтитры, сурдоперевод. Каждый гражданин нашей страны, независимо от его физических особенностей, должен иметь возможность реализовать себя.
Асель Ташибаева