По его словам, ежегодно объем поставок порядка 1 800 000 тонн и определяется он индикативным балансом, сообщает телеканал "Алматы".
На фоне массового ввоза дешевого российского бензина отечественные НПЗ могут остановиться. Казахстан инициировал рассмотрение вопроса о временном ограничении импорта ГСМ из соседней страны. Но если запрет все-таки введут, в Казахстане снова может возникнуть дефицит, так как ежегодно около 30% бензина завозится из России, за минувший год этот импорт превысил 1 миллион тонн. Чтобы сдержать ситуацию на одном уровне, Министерством энергетики РК ведутся переговоры с другими госорганами по определению предельных цен на ГСМ.
Опасность утери конкурентоспособности отечественных НПЗ существует, в связи с чем государственными органами, включая Министерство энергетики РК, ведется системный мониторинг ситуации, а также предпринимаются меры по согласованию взаимного энергобаланса между Казахстаном и Россией.
Казахстану было бы выгодней нарастить толлинговые операции с Китаем, считает аналитик Валихан Тулешов, т. е. увеличивать поставки нефти в Поднебесную для ее переработки. Эта схема поставок беспошлинная, а значит, государство будет вкладываться только в очистку углеводородов. Но и это не решит вопрос полностью, считают эксперты. В стране необходимо наладить производство отечественного топлива и ускорить модернизацию перерабатывающих заводов.
"Обеспечивая толлинговые операции с Китаем, мы могли бы получить больше дохода для себя. То есть, поставляя туда нефть и получая взамен бензин, мы могли бы продавать бензин по своим ценам, не по российским. Дело в том, что, когда мы покупаем бензин в России, мы очень много средств своих туда посылаем. А здесь мы могли бы с Китаем заниматься расчетами чисто по нефти", — объяснил политолог Валихан Тулешев.
В минувшем году произведено свыше 2 с половиной миллионов тонн бензина, а потребности страны превышают 4 миллиона тонн.