Эксперимент на собственной шкуре - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Эксперимент на собственной шкуре

Эксперимент на собственной шкуре

Имея впереди себя огромный опыт Европы в борьбе с бытовым насилием, Казахстан мудро перенимает хорошее. Но и про шанс на самобытность не забывает.

  • 19 Июля 2002
  • 1538
Фото - Caravan.kz

Наконец-то в стране появилось четкое определение понятия бытового насилия. Раньше женщины думали, что если их мужья бьют, значит любят. Теперь, оказывается, никакая это не любовь, а самое что ни на есть — преступление. Со слов автора проекта «О бытовом насилии» Нелли Моисеевой, полковника полиции, под бытовым насилием надо понимать физическое и психическое страдание, причиненное в семье при совместном проживании. Но сама по себе формулировка понятия — для казахстанцев — полдела. Настоящие дела и перемены начнутся тогда, когда будет принят закон «О бытовом насилии». Вслед за всеми цивилизованными странами мира в Казахстане появится законодательная база, позволяющая бороться с ущемлением прав человека в повседневной, можно сказать сугубо личной жизни. В настоящее время проект закона находится в парламенте на рассмотрении. В связи с чем в Казахстане и еще в восьми регионах стран СНГ( России, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Беларуссии, Азербайджане, Литве, Молдове) прошли большие конференции, посвященные анализу и обсуждению законодательных норм в области бытового насилия.
Аргынгазы Карайганов, советник Министра РК, председателя национальной комиссии по делам семьи и женщин при президенте РК: «В парламенте создана группа «Семья», в которую вошли 33 депутата. Люди видят своей задачей лоббирование интересов семьи и женщин. Они активно вносят изменения и предложения в законопроекты, касающиеся улучшения положения женщин в стране. С появлением нового закона «О предупреждении и пресечении бытового насилия» в Казахстане появиться правовое поле для предупреждения этого негативного явления. Государство должно решить эту проблему на совcем уровне, то есть законодательно».
Билгит Кейтс, зампредседателя комиссии ОБСЕ:
«Философия безопасности проста и логична: настоящая безопасность возможна только тогда, когда есть демократия. Демократия невозможна без женщин. Поэтому в других странах мира так много делается для освобождения женщин от насилия. В марте этого года в Вене проходила международная конференция, которая поднимала эти вопросы для обсуждения. Там было замечено, что проблема не зависит от уровня бедности в стране, ни от уровня образования. Так же на конференции были выработаны рекомендации для государств, пытающихся решить эту проблему. На первом месте стояла роль полиции в борьбе с насилием плюс осведомленность всего населения и его включенность в борьбу с насильниками, агрессорами. Общество должно осознать, что насилие над слабым полом — это стереотип, последствие того образа мыслей, которые господствуют в социуме. Специалисты говорят, что с этим надо бороться уже в детском саду».
Неля Моисеева, автор проекта закона «О бытовом насилии», полковник полиции, зам. начальника управления профилактической деятельности департамента общественной безопасности МВД РК:
» За пять месяцев текущего года в Казахстане было убито 215 женщин и 39 детей. Уровень преступности в бытовой сфере высок: 2,5 тысячи случаев, но поскольку основная часть происшествий остается незарегистрированной. То эту цифру можно смело умножать на четыре. В Казахстане на протяжении трех лет, сразу после того как было создано спецподразделение по борьбе с бытовым насилием, началось исследование этой проблемы. 12 тысяч женщин было охвачено анкетированием. Выяснилось, что более 52 процентов опрошенных подвергаются насилию в сфере быта. Однако до суда доходит только 30 процентов реальных фактов.
Кроме того, все это время Казахстан подробно изучал законы о насилии других стран. Так рабочая группа пришла к выводу, что многие статьи Уголовного кодекса и административного кодекса нуждаются в совершенствовании. То есть статьи есть, например «За побои», «За истязания», но работают они слабо. Чтобы усовершенствовать механизм их воздействия на общество и сделать законодательную базу более эффективной был разработан закон «О бытовом насилии». Закон ни в коем случае не увеличивает права женщин. Сами по себе права любого человека оговорены в Конституции страны. Прав у людей достаточно. А вот помощь в конкретных случаях нужна. Закон будет работать как раз в этих конкретных случаях. Причем, он будет защищать жертвы от насильников: будь то мужчины или женщины.
Как должен вести себя человек, пострадавший от насилия? До 1999 года жертва насилия должна была обратиться в дежурную часть РУВД, Сейчас можно обращаться напрямую в подразделение по защите жертв от насилия. Там же принимается первичное заявление, если есть необходимость жертву отправляют в кризисный центр. Что происходит с насильником? Согласно новому законопроекту, агрессор в обязательном порядке должен будет пройти курс психологической реабилитации. Пока эта мера существует на уровне предложения в законопроекте, но мое личное мнение, что без этого бесполезно бороться с насильниками. У человеческой агрессии есть очень глубокие личностные корни. Они действительно не зависят ни от уровня достатка семьи, ни от воспитания человека».
Биргит Кайнц, представитель Американской ассоциации юристов: «В нашей стране количество жертв домашнего насилия женского пола ежегодно достигает 2 миллионов. Но пристальное внимание на проблему американское общество обратило только в 60-70 годах. К середине 80-ых годов практически все штаты США приняли законы по борьбе с домашним насилием, которые предусматривали «введение в практику охранных ордеров, возможность ареста правонарушителей без санкции судьи и признание в качестве подтверждения невиновности женщины, убившей своего мужа, историю прошлых побоев и угроз в ее адрес со стороны убитого. Работая с этой проблемой, для нас стало очевидно, что в насилии имеет место такой фактор, как провокация насилия. Именно поэтому в последнее время так много внимания уделяется психологии женщины и психологии мужчины. У обидчика всегда есть выбор: либо совершить насилие и отвечать за свои поступки, либо не совершать насилия и ни за что не отвечать. Если насильник выбирает агрессию, он автоматически должен за нее отвечать. Обо всем этом надо растолковывать людям, их надо просвещать в вопросах насилия. Здесь у вас в Казахстане мы уже организовывали семинары для женщин, отрабатывали с ними поведение жертвы при насилии. Женщины по-разному реагируют на факт появления полиции. Некоторые отказываются делать заявления и пускают проблему на самотек. Этого не должно быть. Если потворничать обидчикам, проблема насилия решиться еще не скоро».
Сузанна Езорска, региональный менеджер проекта, представитель региональной компании по повышению информированности населения в борьбе против насилия над женщинами, ЮНИФЕМ:
«По данным Всемирной Правозащитной организации домашнее насилие является основной причиной получения женщинами телесных повреждений. В одной только России по официальной статистике ежегодно погибают 12 тысяч женщин в результате домашнего насилия. В Таджикистане 47 процентов женщин насилуются своими мужьями. Ситуация серьезная. Поэтому мы собрались вместе, чтобы выработать дальнейшую стратегию действий. Задачи нашей конференции: познакомиться с тенденциями в законопроектах разных стран, определить ценность уроков, полученных в результате работы с насилием, создание системы партнеров для работы в дальнейшем».
Закончилась конференция намерением собравшихся провести очередные обучающие курсы для полицейских, для женщин, для сотрудников спецподразделений. Журналисты, присутствующие на круглом столе, интересовались, можно ли методом тыка (в данном случае с помощью одного только закона) победить насилие в огромной стране или хотя бы на маленькой кухне частного семейного дома? Сомневались они в этом. И не зря. Дело в том, что политика государства в отношении насилия в стране пока что непоследовательна. Хорошо, появится закон, а насилие в СМИ — в частности на экранах телевизоров, в школах и вузах, исчезнет еще не скоро. Воспитать нулевую терпимость к насилию в такой атмосфере сложно. Правда, было мнение, и оно звучало на конференции, что если этот вопрос решить на уровне семьи и передать этику взаимоотношений, исключающую насилие в семье, по наследству, не понадобится «чистить» от агрессии и давления ни СМИ, ни улицы, ни общество в целом. Но так ли это на самом деле, Казахстану еще только предстоит узнать… на собственной шкуре.