Экотуризм: убить время с пользой - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+5 °C
Алматы
2024 Год
28 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Экотуризм: убить время с пользой

Экотуризм: убить время с пользой

Среди приоритетных направлений развития туристской отрасли в Казахстане одним из перспективных становится экологический туризм.

  • 18 Мая 2005
  • 4271
Фото - Caravan.kz

Безусловно, туризм одна из самых изменчивых и непредсказуемых отраслей экономики, чутко реагирующая на изменение спроса и предложения.
Международный туристский рынок сегодня — это, прежде всего огромные деньги, исчисляемые сотнями миллиардов долларов, и как следствие — жесткая конкурентная борьба.
В этих условиях необходимо было определиться с приоритетными направлениями развития туристской отрасли с учетом исключительных особенностей Казахстана и степенью их востребованности.
На основании этого Агентство по туризму и спорту республики при содействии Всемирной туристской организации обозначило направления, которые наиболее перспективны как для внутреннего, так и для въездного туризма.
Одним из них стал экологический туризм. Были выделены регионы, имеющие ресурсы для этого вида туризма, через которые к тому же пролегает маршрут Шелкового пути: Алматинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская и Акмолинская области.
Именно в Алматинском регионе сейчас реализуется Программа развития туризма на 2004-2010 годы. Для развития экотуризма область обладает уникальным набором природного разнообразия: Кольсайские озера, река Или, Чарынский каньон, Ясеневая роща, поющие барханы, национальный парк «Алтын-Емель», горы Заилийского Алатау.
В горах, уже сегодня набирает популярность одна из разновидностей экотуризма — конный туризм, который имеет давние традиции в республике. Сегодня стать джигитом не поздно в любом возрасте. Опытные инструкторы возьмут на себя бремя ответственности за вашу неопытность, и постараются, чтобы вы получили массу новых ощущений, но не травм от поездки верхом. Конный туризм не имеет ничего общего с катанием на грустных созданиях, которых ведут по кругу на веревочки в парках отдыха.
В Восточном Казахстане, в предгорье Алтая, предпочтение отдается экстремальному туризму — сплавы на плотах, дельтапланеризм, велопутешествия. На юге и западе Казахстана акцент делается на совмещение — экскурсий по красивым уголкам природы и посещений мусульманских культурно-исторических памятников.
В Атырау такие туры планируют организовать на верблюдах.
Недалеко от Астаны расположился Коргалжинский заповедник, известный своими солеными озерами и огромной популяцией водоплавающих птиц…
Сегодня в стране функционируют около 750 туристских компаний, которые сотрудничают с восьмьюдесятью странами мира. И лишь 10 % из них оказывают услуги по привлечению туристов в страну и по внутреннему туризму.
Остальные компании работают исключительно в сфере выездного туризма. А в области въездного туризма ситуация складывается удручающая — его доля составляет менее 15% от общего объема рынка.
Чтобы ее изменить, государство сегодня создает благоприятные условия для развития въездного и внутреннего туризма.
В частности, туроператоры занимающиеся этими направлениями освобождены от уплаты НДС.
Иностранцы, долго живущие у нас в стране, уверены, что наша природа при должной информационной «раскрутке» может стать мощным стимулом привлечения иностранных капиталов и туристов.
Многие уголки просто недоступны или неизвестны большинству населения. Эта проблема характерна для всей туристской отрасли республики. Для формирования положительного туристского имиджа в Программе развития отрасли предполагается организация туристских информационных центров, как в республике, так и за рубежом.
Необходимо производство и распространение за рубежом высококачественных буклетов и рекламных видеороликов о Казахстане. Особое внимание следует уделить использованию новейших информационных технологий, в том числе созданию web-сайтов в Интернете, демонстрирующих туристские преимущества Казахстана.
В свое время на Совете иностранных инвесторов президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посоветовал обратить должное внимание на развитие туристской отрасли в республике.
Однако развитие традиционных видов туризма — весьма долгосрочная и дорогая перспектива. Экологический туризм в этом отношении выгодно отличается — он не требует больших капиталовложений, сложной инфраструктуры (отели, рестораны, дороги, коммуникации), востребован на современном этапе и способствует созданию дополнительных рабочих мест в селах и аулах республики.
В процесс развития экотуризма вовлекается сельское население, которое может зарабатывать предоставлением различных услуг — гостевых домов, юрт, организацией домашнего питания, арендой лошадей и т.д.
Два года подряд в 2003-2004 гг. Фонд Евразия в Республике Казахстан при поддержке ОБСЕ, ЮСАИД и компании «Shell» в целях развития экологически ориентированного туризма проводил программу «Экотуризм в Казахстане».
Одной из задач данной программы была разработка и демонстрация новых экотуристских проектов, которые будут стимулировать формирование новых рынков для развития экологического туризма в Казахстане.
В связи с этим Фонд Евразия объявил конкурс среди НПО. В результате гранты в размере 10 тысяч долларов получили четыре организации, которым предстоит организовать новые экомаршруты в Южном, Восточном Казахстане, а также в Алматинской области.
Сегодня в Казахстане только более двух десятков неправительственных организаций работают над развитием экотуризма.
Начиная с 2003 года, активно разрабатываются и осваиваются новые туры по заповедным местам страны, проводятся различные обучающие семинары и тренинги по экотуризму. Местному населению необходимо объяснить все его выгоды, дать базовые знания гостиничного бизнеса, подготовить из них гидов родного края.
Особая роль в развитии экотуризма должна принадлежать и национальным паркам. В отличие от заповедников они выполняют не только природоохранную функцию, но и являются местом туристского интереса. Для жителей Европы и Америки отдых в национальных парках является одним из самых популярных.
В Казахстане туристы, да зачастую и сами туроператоры не всегда представляют, чем экотуризм отличается от простого отдыха на природе.
Целью классического экотуризма является, прежде всего, экологическое просвещение туристов, хотя он и предполагают знакомство с историческим и культурным наследием региона ли страны в целом.
Ориентированные на различные категории путешественников, экотуры могут включать как элементы активного туризма с проживанием в палатках, так и цивилизованного с проживанием на турбазах и в домах отдыха с проведением экоэкскурсий.
При этом противоречивые интересы охраняемых территорий национальных парков и потребностей развития экотуризма должны решаться с учетом мирового опыта защиты природы от неконтролируемых потоков туристов. В этих целях нужно организовать экологические тропы и маршруты, а также разработать и строго соблюдать правила природоохранного поведения.
В последние годы во всем мире наблюдается бум экологического туризма. Состоятельные граждане развитых стран стремятся посетить уцелевшие в более бедных странах уголки нетронутой природы. Философия экотуризма проста: «ничего не оставлять, кроме следов на снегу или песке; ничего не убивать, кроме своего времени; ничего не увозить, кроме фотоснимков».
Западный турист, может быть, несколько устал от благ цивилизации, «окультуренности» каждого участка земли, где все разгорожено и заасфальтировано. Его привлекает экзотика, первозданность природы, разнообразие природных ландшафтов, которыми так богат Казахстан.
Парадокс, но лишь на первый взгляд, заключается в том, что отдавать природе могут лишь те, кто у нее берет.
Банальная истина — сберечь природу можно лишь том случае, если не только брать, но и отдавать. Как брать знают все, а вот как отдавать — немногие.
ЮКО — край достопримечательностей
Несколько лет назад акимат Южного Казахстана принял программу развития туристического бизнеса в области.
Благо всевозможных достопримечательностей, начиная от культово-исторических (Тюркская Мекка — город Туркестан, городище Отырар, комплекс исторических мавзолеев Арыстан Баб, Сайрам, Домалак Ана и пр.), до природно-географических (заповедник Аксу-Джабаглы, отроги Западного Тянь-Шаня, многочисленные горные ущелья), в ЮКО не занимать.
Благодаря усилиям местных специалистов, был разработан ряд весьма грамотных туристических маршрутов по уголкам Южного Казахстана.
И хотя из более чем тридцати южно-казахстанских турагентств, специализирующихся на внутренних экскурсиях можно пересчитать по пальцам, ассортимент здесь достаточно разнообразный.
Без сомнения наибольшей популярностью пользуется город Туркестан.
Древний город Ясы (5-14 вв. н.э.), приобрел особую известность в начале 12 века, когда здесь поселился суфийский проповедник и поэт Ахмед Яссави. После смерти Яссави (1166-1167 г.г.), над его могилой был сооружен мазар, впоследствии приобретший репутацию святого места. А возведенный в 15-16 веке в городе Ясы (в 16 веке уже именующийся Туркестаном), мавзолей (ханаки) «Азрет Султан», стал религиозным центром тюркских мусульман.
Совершить паломничество по святым местам Туркестана считается обязанностью каждого тюрка-мусульманина. Однако и для далекого от религиозных учений казахстанцы будет достаточно интересно знакомство с архитектурой древнего Востока.
Специально для развития международного туризма, в Шымкенте и самом Туркестане уже имеются звездочные отели, суточная стоимость номеров в которых от 50 у.е. до 300 и выше.
Шымкентские турфирмы предлагают экскурсии «По великому Шелковому пути» длительностью от одного дня до недели, с расценками от 500 тенге в день и выше. Как правило, в автобусный маршрут входит посещение мавзолеев Арыстан-Баб, Ахмеда Яссави, Баба-аты, древних городищ Исфиджаб, Шымкент, крепости Сауран.
Однако маршрут посещений может быть целиком изменен и сформирован по желанию туриста. Естественно, коллективные заявки обходятся гораздо дешевле индивидуальных вояжей. В зависимости от специфики выбранного вами маршрута — хадж, либо туристический вояж, программа посещения будет носить религиозный либо культурно-просветительный характер.
В отличие от спортивного или исторического, экологический туризм преследует задачи познавательного характера. Наиболее продвинутые шымкентские турфирмы предлагают конно-пешеходные туры по горам и ущельям, одни названия которых говорят уже сами за себя — «В гости к медведю», «Мир цветов и трав», «Разнообразие ландшафтов».
Маршруты включают в себя автомобильные, конные и пешие переходы. Скажем, от Шымкента к горам вас везут комфортабельным микроавтобусом, затем, уже в горных районах, на транспорте повышенной проходимости (УАЗиках или Нивах). Взбираться на перевалы предстоит на лошадях, а уж если захочется одолеть вершину (максимальные пики в ЮКО — трех тысячники Сайрамской гряды), то пешочком, с рюкзачком. Но все — под присмотром и инструктажем проводника. Затем — в обратной последовательности, спуск с горы и возвращение в город.
Ночевки и отдых — на выбор — в гостевых домиках (специальных туристических базах, расположенных в горных районах).
Либо в юртах у местных жителей (которые в последнее время весьма охотно специально для этого расставляют на горных джайлау «свободные» юрты). Либо — по туристки — в обычных палатках.
Режим питания оговаривается с турфирмой отдельно. Если Вы — человек привычный к сухпайку, либо мастер готовить обеды в походных условиях, то следует лишь запастись продуктами. Количество которых, исключительно прерогатива вашего аппетита. Хотя конечно, лучше брать с запасом.
Давно замечено, что на свежем воздухе, да после 5-6 (10-15) км пешей прогулки по горам, любая еда приобретает повышенные вкусовые качества, и имеет только один недостаток — очень быстро съедается.
Но если вам в тягость тащить консервы и макароны, от вполне можно рассчитывать на «местный» общепит — даже при прохождении самых «глухих» маршрутов, фирмы как правило обеспечивают вас «заходом на горячий обед» в ближайший туристический лагерь или базу.

Материал подготовлен корреспондентами Караван.kz Игорем Братцевым и Юлией Латышевой