Казахстанские экономисты прогнозируют повышение стоимости ГСМ. Они убеждены, что временный запрет на ввоз горючего из России приведет к дефициту ходовых марок, сообщает 31 канал.
Запрет на ввоз российского топлива экономисты называют предсказуемой мерой. Вот уже третий год казахстанские власти пытаются ограничить импорт более качественного топлива из России. И всегда эта мера заканчивалась повышением цены и волной недовольств, говорит эксперт Сергей Смирнов.
"С середины марта на профилактический ремонт останавливается Шымкентский завод. И, так сказать, наступила весна, и начинаются весенние полевые работы. Все это может привести к тому, что нефтехранилища могут опустеть быстрее, чем рассчитывают наши чиновники в министерстве. Это приведет к дефициту", — считает Смирнов.
По его данным, потребность страны в топливе составляет больше 4 миллионов тонн, а наши нефтеперерабатывающие заводы поставляют всего 3. Российское топливо как раз дополняет необходимый объем ГСМ. К тому же, соседи уже давно производят бензин стандарта ЕВРО-4 и ЕВРО-5, а отечественные производители пока остановились на отметке ЕВРО-2. Новое табу на импортное горючее в очередной раз разорит бизнесменов, спровоцирует дефицит — цены на все вырастут.
"Мы сегодня их бизнес разрушаем, их рынок сужаем. Это уже какой Еврозийский союз? Мы с 1 января говорим, что один рынок. Казахстан, Беларусь, Россия. При этом какие-то запретительные меры. Это вообще не укладывается у меня. Это просто выгодно нашей власти", — говорит заместитель председателя "Общенациональной демократической партии" Серикбай Алибаев.
Новость об очередном скачке отпускной стоимости бензина автовладельцев не удивляет: они признаются, что устали от колебаний. Как только цена поднимается — дорожают продукты, но, когда бензин дешевеет, продукты доступнее не становятся. Вот и информацию о запрете ввоза российского бензина восприняли как новость о предстоящем удорожании.
Запрет на ввоз российского топлива начнет действовать с 5 марта и продлится 45 дней. Очевидно, что эти меры принимаются для поддержки казахстанских НПЗ. Ведь ранее министр энергетики Владимир Школьник заявлял, что казахстнские нефтепереработывающие заводы не могут конкурировать с дешевым российским горючим, которое буквально захлестнуло наш рынок.
Тем временем, автовладельцы покупают канистры для бензина и запасаются топливом впрок.
Напомним, ранее вице-министр энергетики Казахстана Магзум Мирзагалиев заявил, что запрет на ввоз ГСМ из России в Казахстан не повлечет повышения цен на бензин и дизельное топливо.