– Можно ли сказать, что фонд “Самрук-Казына” жил очень богато и тут ему пришлось сделать незначительные уступки?
– “Самрук-Казына” создавался как аналог сингапурского фонда, этакого конгломерата, объединяющего национальные компании. Но у нас, как всегда, мало что получилось. В итоге это такая громоздкая, почти неуправляемая контора. В случае с экономией вообще получается странно: власти о ней объявляют, приговаривая, что социальных проектов это не коснется, но на деле это в первую очередь затронет социалку.
– Объявлено, что в 2014 году в рамках программы приватизации фонд реализовал 12 активов с суммарным доходом 4,1 миллиарда тенге, по 12 компаниям договоры купли-продажи находятся на стадии подписания, их общая сумма – 20,3 миллиарда тенге…
– Если посмотреть, как проходила приватизация непрофильных активов, то складывается впечатление, что это такая “контора по переводу государственной собственности в частную или личную”. Тендеры по приватизации активов проводятся непрозрачно, что приватизируется и кем – тоже непонятно. Причем приватизации проходят обычно со сменой руководителя. Якобы компания избавляется от непрофильных активов. Также они зачастую заявляли о сокращении штатов, потом структура вновь незаметно разбухала. Даже Президент иронизировал по поводу “мальчиков-зайчиков”, работающих в “Самрук-Казыне”.
– В рамках экономии расходы компании сокращаются на сотни миллиардов тенге, а капитальные расходы и вовсе – на 1,8 миллиарда долларов… При этом речь не идет о проектах ГПИИР-2, ЭКСПО-2017. Непонятно, на чем экономим?
– Я просто зашел на сайт госзакупок, и меня озадачил вопрос: как можно, с одной стороны, экономить, а с другой – так расточительно обращаться с национальным благосостоянием? Взять, к примеру, компанию КЕГОК, входящую в состав “Самрук-Казыны”: она недавно повысила тарифы. А на сайте госзакупок закупает чай в пакетиках, который стоит даже в магазине по 300 тенге, у них он – 362 тенге. На приобретение 89 лазерных устройств выделено по 141 тысяче тенге за единицу, хотя в магазинах такие стоят около 100 тысяч тенге. На приобретение бензина марки Аи-80 заложено 112 тенге за литр, хотя он стоит 90 тенге, на Аи-92 выделено 118 тенге, а он стоит 109 тенге за литр. Какая тут экономия?
– Получается ситуация, когда дед в повести Горького считает чаинки у членов семьи, а сам при этом деньги в рост отдает?
– “Самрук-Казына” действует по принципу: чтобы все было по-новому, но оставалось все по-старому.