При этом нужно отметить, что уровень жизни почти во всех странах СНГ начинает повышаться, а масштабы бедности постепенно сокращаются. Но насколько быстро будут проходить эти два взаимосвязанных между собой процесса трудно судить, по крайней мере, в настоящее время.
При наличии большого количества официальных заявлений о росте ВВП и снижении прожиточного минимума многие из экспертов склоняются к мнению о предоставлении частичной информации. То есть о прозрачности экономики на уровне государств СНГ в настоящее время можно говорить с большой натяжкой.
В настоящее время уровень жизни во многих странах СНГ остается низким, неравенство в доходах между различными категориями людей велико, а большинство живут в бедности.
Нужно отметить, что также растет поляризация между наиболее богатыми и наиболее бедными категориями граждан в странах СНГ. При этом многие признают, что тем странам, которые желают добиться прогресса в социальном и экономическом плане, необходима долгосрочная помощь и поддержка. В результате чего в 2002 году финансовые учреждения во главе с Всемирным банком вместе с правительствами беднейших стран СНГ (шесть стран Закавказья и Центральной Азии и Молдовы) начали реализацию программы «Инициатива СНГ-7».
Цель данной программы состоит в содействии экономическому развитию и сокращению масштабов бедности через улучшение инвестиционного климата, осуществления структурных реформ в социальной сфере. Нужно отметить, что в настоящее время почти во всех странах СНГ происходит рост национального дохода. Так в Кыргызстане после 45% сокращения ВВП в 1989-1998 годах, в 1998-2002 годах произошел 10%-й рост, что соответствовало изменению ситуации в стране. Таким образом, в Кыргызстане ВВП на душу населения в 2002 году был на 35% ниже по сравнению с 1989 годом.
Лидирующие позиции в Центральной Азии занимает Казахстан. Так если в 1989-1998 годах ВВП Казахстана снизился на 34%, то уже в 1998-2002 годах произошел рост ВВП на 42%, что показывает не только достижение уровня 1989-1998 годов, но и реальный рост ВВП.
На последнем месте в Центрально-азиатском регионе стоит Таджикистан. Этому есть объяснения, а вернее сказать, веские причины, — гражданская война и длительный восстановительный процесс. Но остается загадкой, как на второе место по росту ВВП в Центральной Азии вышел совершено закрытый для всех Туркменистан. Если в 1989-1998 годах в Туркменистане наблюдалось снижение ВВП на 58%, то уже в 1998-2002 годах наблюдается рост ВВП на целых 54%.
Узбекистан, несмотря на критику его экономической модели, умудрился выправить ВВП почти наполовину. Так в 1989-1998 годах ВВП Узбекистана снизилось на 24%, а в 1998-2002 годах вырос на 12%. В настоящее время две вышеупомянутые последние республики, несмотря на критику их социально-экономической модели находятся на подъеме. И если в Туркменистане есть природные ресурсы, которые позволяют избежать экономических коллизий, то в Узбекистане должны рассчитывать только на трудовые ресурсы и продуманную экономическую модель с обязательным контролем со стороны государства. И если рассматривать 50% рост ВВП (то есть рост ВВП по отношению к его уровню в 1989-1998гг.), то по своим параметрам Республика Узбекистан превосходит государства Балтии (например, Литва). При этом нужно отметить тот факт, что Литва при ее демократическом строе, рыночной экономике и прозрачной финансово-экономической системе и членстве с 2004 года в Европейском союзе уступает в росте ВВП Узбекистану (в 1989-1998 годах снижение ВВП на 33%, в 1998-2002 гг. рост ВВП на 15%).
Конечно, в данном случае можно апеллировать к численности населения в Литве и Узбекистане, но стоит принять во внимание, что чем больше численность населения, тем больше проблем может возникнуть с трудоустройством, с проведением социальной политики внутри государства.
Нужно отметить, что рост национального дохода является результатом роста занятости населения и увеличения заработной платы. Отсюда и рост заработной платы по сравнению с 1990-ми годами. Но наблюдается интересная картина в сфере занятости населения центрально-азиатских республик. Так, если в Казахстане в 1989 году процент занятости по отношению к численности населения в возрасте 15-59 лет составлял 82,6%, то в 2001 году — только 72,8%. В Кыргызстане также наблюдается подобная тенденция 62,6% в 2001 году против 74,3% в 1989 году.
Куда же девались те десять-двенадцать процентов трудоспособного населения вышеупомянутых республик? В чем причина уменьшения занятости населения?
Конечно, можно соотнести все это с большим миграционным процессом, происходящим в Центральной Азии в этот промежуток времени, а также со снижением уровня рождаемости среди населения, но ситуация в Узбекистане позволяет усомниться в этом. Как известно, в Узбекистане наблюдается рост населения, который уже длительное время не только не утихает, но и набирает темп. Но и в Узбекистане процент занятости населения составляет 64,4% в 2001 году против 72,0% в 1989 году.
И совсем непонятна ситуация в Туркменистане. Так, если в 1989 году процент занятости населения (отношение числа занятых к численности населения в возрасте 15-59 лет) с 77,9% в 1989 году повысился до 91% в 2001г. Противоречивая статистика позволяет делать аналогичные выводы.
Как ранее, так и сейчас ситуацию, связанную с социально-экономическим развитием стран СНГ и республик Центральной Азии, нельзя в полной мере представить как благополучную. Рост ВВП, а вернее возвращение многих республик региона к уровню ВВП 1989-1998 гг. показывает насколько трудным был процесс, связанный с обретением независимости и суверенитета, как в политическом, так и в экономическом аспектах. При том, что в Центральной Азии, в отличие от Европы, наблюдается демографический рост населения и, как следствие этого, рост трудоспособного населения, нужно быть готовым к тому, что могут активизироваться миграционные процессы (в поисках работы и места жительства, а не по политическим мотивам), а также обострение внутриполитической ситуации в каждой отдельно взятой республике Центрально-азиатского региона, что, в связи с преклонным возрастом политической элиты Центрально-азиатских республик, чревато политическими катаклизмами.
Также не нужно упускать с поля зрения деятельность различных религиозных объединений, так как представители религиозных течений не упустят свой шанс воспользоваться ситуацией. А ситуация, когда в Центрально-азиатских республиках вместе с ростом пропасти между богатыми и бедными появляется большое количество недовольных безработных, потерявших веру в свое правительство рядовых граждан, которые в поисках заработка могут стать разменной картой в политической игре, будет постоянно накаляться. При этом создается парадоксальная ситуация: если при низком социально-экономическом уровне республики Центральной Азии могли столкнуться с ростом недовольства со стороны рядовых граждан, то и сейчас, при росте благосостояния граждан у центрально-азиатских республик могут возникнуть проблемы, связанные с социальным неравенством.
А эта, на первый взгляд абсурдная ситуация может стать вполне реальной при отсутствии изменений в социально-экономической программе большинства центрально-азиатских республик.