Проблемы экологии в Шымкенте, называемом еще казахстанским Техасом, типично техасские — город, где простаивает больше половины предприятий, задыхается от автомобильного смога и запыленности.
Говоря об экологически проблемных территориях Южно-Казахстанской области, специалисты природоохранных служб разделяют две основные неблагоприятные зоны.
Первая, так называемая «зона Приаралья» — территория экологического предкризисного состояния, характеризующаяся нарастающими процессами опустынивания, деградацией почв, повышенным содержанием радионуклидов во всех объектах природной среды, начиная от почвы, водного и воздушного бассейна, до здешних обитателей животного и растительного мира.
В южно-казахстанскую зону Приаралья входят четыре района, в том числе и города Туркестан и Арысь. А это без малого около 20 тыс. кв км. территорий, экологические проблемы которых признаны уже на международном уровне.
Непосредственно Шымкент в купе с экс-шахтерским городом Кентау относится ко второй категории экологически неблагоприятных территорий, подвергающихся преимущественно мощному и вредоносному техногенному воздействию.
Главную обеспокоенность здесь, по словам начальника Южно-Казахстанского областного управления охраны окружающей среды К. Байдаулетова, вызывают загрязнение атмосферного воздуха, а также поражение почвы свинцом, цинком и мышьяком в концентрациях, превышающих предельно допустимые нормы порой в 2-3 раза.
Только в прошлом году управление по охране окружающей среды проводило свыше 20 тысяч контрольных замеров состояния воздушного бассейна в Шымкенте. Это позволяет экологам получать достаточно точную картину атмосферной карты города. Одновременно с измерениями концентрации вредных веществ проводились наблюдения за метеорологическими параметрами, определяющими рассеивание примесей в городской атмосфере.
Несмотря на то, что в атмосферу Южно-Казахстанской области постоянно чадят более 150 промышленных предприятий, по мнению природоохранных служб главным источником формальдегидов, диоксида азота, оксида углерода, то есть основных компонентов загрязняющих воздух, служит автотранспорт.
По данным управления дорожной полиции в ЮКО зарегистрировано около 150 тысяч единиц различного автотранспорта. Для области с 2-миллионным населением — это чрезвычайно высокий показатель. Причем больше половины всего транспорта сосредоточено в областном центре. Однако количество автопарка отнюдь не перерастает в качество. Скорее наоборот — городской транспорт стремительно стареет. При этом отмечается интересный парадокс — за два-три года, «среднестатистический» шымкентский автомобиль может постареть лет на 7-10. Это потому, что, по разным данным, ежегодно в Шымкент завозится 5-10 тысяч «новых» автомашин. Но новыми считать их можно лишь с очень большой натяжкой.
Возраст большинства «новинок» российского и западноевропейского производства насчитывает от 10-20 и более лет. И даже если они удовлетворяют требованиям технического осмотра, экологически чистым такой транспорт назвать никак нельзя.
Ежегодно от выхлопных газов и продуктов работы автотранспорта в атмосферу Шымкента поступает около 70 тысяч тонн вредных веществ. Для сравнения, все прочие шымкентские предприятия выкидывают в воздух порядка 30 тысяч тонн того же самого.
Неслучайно в Шымкенте давно определены целые улицы и районы, где «курить уже не вредно». Наиболее загазованными и запыленными районами служат кварталы, которым посчастливилось находиться рядом с крупными магистралями — рекордные концентрации формальдегидов -4,7 ПДК, зафиксированы в самом центре города — на площади Ордабасы. А городские районы «Цемпоселок», «Свинцовиков», прочно удерживают пальму первенства по запыленности.
Вообще же, наибольшая загрязненность и запыленность в Шымкенте отмечается по осени — именно в этот период, по данным экологов, шымкентцы почему-то наиболее активно начинают эксплуатировать свой автотранспорт.
Максимальные концентрации пыли в такой период достигают отметки 2,4 ПДК, диоксида азота — 6,4 ПДК, оксида углерода -2,2 ПДК — практически, это уже настоящий смог.
Проблема выхлопных газов достигла такого уровня, что в прошлом году экологи совместно с городскими властями даже предложили провести в городе «День без автомобиля». Несколько центральных улиц были на 6 часов просто перекрыты для движения транспорта (кроме городского пассажирского). И хотя это вызвало изрядные неудобства в передвижении, результаты потрясли даже скептически настроенных автомобилистов. Центр Шымкента впервые за много лет избавился от постоянного облака пыли и газа, что почувствовали все местные жители.
Еще одна типичная для юга проблема — качество воды.
Каждый третий житель Южно-Казахстанской области пьет воду из т.н. открытых источников либо привозную, — которую водовозы набирают, в общем-то, из тех же «открытых источников». ЮКО славится своими природными минеральными водами, (чего стоит хотя бы минеральная вода из многочисленных подземных источников Сарыагаша). Но, увы, большинство жителей отдаленных глубинок вынуждены довольствоваться водой качество которой оставляет желать лучшего.
Результаты контрольных измерений воды, сделанные на главных водных артериях ЮКО реках Сырдарья, Бадам, Келес и пр. установили, что все реки ЮКО загрязнены сульфатами, нитритами, остатками нефтепродуктов в десятки раз превосходящими допустимую норму.
Результаты химических анализов воды на пестициды показали, что среднегодовое содержание превышало допустимую норму в 4 раза. Как следствие, аналогичная «химия» подмешана и во всех открытых водных источниках ЮКО. Ни финансовых, ни технических средств на очистку воды от вредных примесей в большинстве районов не имеется. Воду попросту хлорируют, избавляясь от бактерицидного заражения, а затем рекомендуют тщательно кипятить перед употреблением.
Во многих поселках, где еще сохранились дренажные скважины глубинного водоподъема, пьют воду выкачанную из-под земли. Она теперь считается почти «родниковой». Хотя в советское время система дренажного водоподъема создавалась исключительно для того, что бы откачивать верхние слои грунтовых вод. Которые считались настолько засаленными, что ими даже запрещалось производить полив орошаемых земель, не то что использовать для питья.
Кстати, такая вода по специальным ирригационным лоткам отводилась от сельхозземель до самого Аральского моря, куда и сбрасывалась. Вместе с этой водой в Арал попадали миллионы тонн соли, что в немалой степени «поспособствовало» засоленности казахстанского моря.
Только эти два фактора — загрязненная атмосфера и плохое качество воды, считают экологи и медики, уже способны расшатать любой человеческий организм на генном уровне.
И результаты в ЮКО видны уже не вооруженным глазом. Если по Казахстану индекс здоровья среди женщин равен 30, то в ЮКО он не превышает 18. Это означает, что из ста женщин только 18 можно назвать здоровыми.
По заявлению онкологов ЮКО, практически каждая вторая жительница ЮКО фертильного (детородного) возраста от 16 до 30 лет больна анемией. Количество врожденных аномалий у детей из года в год неизменно увеличивается. Из каждой тысячи новорожденных в ЮКО — 250 появляются на свет с врожденными болезнями либо явными отклонениями в физическом развитии. За три года в Южно-Казахстанской области количество детей страдающих умственными и физическими недостатками увеличилось на 10 тысяч. Если в 1999 году их было зарегистрировано 25,5 тыс., то в этом году уже 35,5 тыс
Профилактический осмотр сельского населения ЮКО, проведенный в год здоровья и охвативший 824 тысячи селян, большинство из которых раньше практически не попадали в поле зрения медицины, выявил, что 57 % (или 447 тыс. человек), так или иначе нуждаются в медицинской помощи.
На первом месте среди болезней у южан стоят желудочно-кишечные заболевания (язвы, гастриты), на втором — анемия (болезни органов кроветворения), и на третьем — болезни органов дыхания (бронхит, пневмония, туберкулез).
А среди причин заболеваемости, по мнению медиков, на первом месте стоит социальная необустроенность, а на втором — неблагоприятная экологическая обстановка в регионе.