Причиной обращения стал законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам особо охраняемых природных территорий», недавно одобренный депутатами сената парламента Казахстана. Инициировала эту акцию известная экологическая неправительственная организация «Зеленое спасение».
Ее руководитель, Сергей Куратов, отметил в интервью Караван.kz:
— Принятие этого законопроекта пагубно отразится на особо охраняемых природных территориях. Многие наши национальные парки и заповедники уже находятся в плачевном состоянии. Например, Иле-Алатауский национальный парк страдает от ряда проблем объективного и субъективного характера. Большое количество смога, образующегося над Алматы, переносится на территорию парка. Смог достигает высот 3,5 — 4 тысяч метров и более. Он оказывает существенное воздействие на экологические системы парка. Возрастает скорость таяния ледников, ухудшатся качество воды в горных реках, в лесах гибнет молодая поросль…
Радикально решить эту проблему нельзя без улучшения всего природоохранного законодательства страны. Необходимо внедрять экологически чистые виды транспорта, стимулировать переход к альтернативным источникам энергии, сократить количество промышленных и бытовых отходов и т. д.
Но уже в данный момент можно ослабить антропогенную нагрузку на парк. Для этого нужно закрыть его ущелья для проезда автомобильного транспорта, временно ограничить доступ посетителей в наиболее пострадавшие части парка, убрать с его территории посторонних землепользователей. Но поправки, предлагаемые в закон «Об особо охраняемых природных территориях», могут привести к таким последствиям, что все эти меры окажутся бесполезными. Законодательные новации узаконят захваты земель заповедников и парков, изменят само предназначение этих территорий.
Нужно отметить, что законодательство об особо охраняемых природных территориях не отличается совершенством.
Еще в те времена, когда создавался Иле-Алатауский национальный парк, было решено, что будет разработан порядок выноса посторонних землепользователей с особо охраняемых природных территорий. А их там сотни. Но никаких реальных шагов в этом направлении так и не было сделано. Зато на территориях национальных парков появилось множество новых шикарных особняков, о которых знает вся страна, — заметил г-н Куратов.
Действующим законодательством в национальных парках разрешена ограниченная хозяйственная деятельность, под которую подводят все что угодно. Разрешенные законом санитарные рубки превратились в парках в настоящий лесоповал. Законодательство практически не позволяет общественности активно участвовать в процессе создания и управления особо охраняемыми территориями.
— Еще в конце 90-х годов пытались создать общественный совет Иле-Алатауского парка, но ни к чему это не привело, — говорит г-н Куратов.
Еще хуже обстоит дело с соблюдением законодательства.
— Даже судебные решения, которые принимаются в защиту парков, не выполняются. Наш пример: «Зеленое спасение» подало иск к Алматинскому городскому территориальному управлению охраны окружающей среды. Поводом стала несанкционированная свалка строительного мусора выше курорта «Чимбулак». Суд принял решение: мусор вывезти, участок рекультивировать. Пока рассматривалось дело, часть мусора убрали, а часть столкнули бульдозером с дороги и засыпали щебнем. И сделали это… природоохранные ведомства! Несмотря на судебное решение, свалку до конца не убрали, участок не рекультивировали. Пришлось подавать иск против судебного исполнителя. Мы его выиграли. Да, нам это удалось, но это — частный случай! Но посмотрите, с кем мы боролись: не с браконьерами, а с природоохранными ведомствами, местными органами исполнительной власти, судебными исполнителями! О каком развитии международного туризма на особо охраняемых природных территориях можно говорить при таком хаосе?! — сокрушается Сергей Куратов.
Если будут приняты предлагаемые поправки общая ситуация в национальных парках и заповедниках ухудшится. Суть поправок в том, что в экстренных, исключительных случаях, земли особо охраняемых природных территорий можно будет переводить в другие категории.
Экологи считают, что ввиду важности предлагаемых поправок, они должны были обязательно широко обсуждаться с общественностью. Согласно Орхусской конвенции, стороной которой Казахстан является с 2001 года, общественность имеет право участвовать в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды. Но, как утверждает г-н Куратов, ни одно природоохранное ведомство страны не организовало широкого оповещения общественности о предстоящем принятии поправок и о порядке их обсуждения.
— Даже специализированные институты, которые входят в систему Комитета лесного хозяйства Минсельхоза РК, в чьем ведении находятся особо охраняемые природные территории, не были своевременно оповещены о подготовке законопроекта Минсельхозом, — говорят в «Зеленом спасении».
Экологи обращают внимание и на то, что в законопроекте ничего не говорится о землях особо охраняемых природных территорий, который внесены в Список всемирного наследия. Получается, что их земли тоже могут быть переведены в другие категории? Но это означает нарушение подписанных Казахстаном международных конвенций, нарушение Конституции страны, в которой говорится о приоритете ратифицированных международных договоров пред национальным законодательством.
— Целый ряд компетентных зарубежных организаций указывал на недостатки казахстанского законодательства об особо охраняемых природных территориях и предлагал свою помощь в его улучшении и в разработке менеджмента национальных парков. Но уполномоченные органы это не заинтересовало. В результате, мы являемся свидетелями очередных попыток «улучшить» законодательство, — говорит г-н Куратов.
В любом случае, Экологическое общество «Зеленое спасение» намерено бороться за сохранение особо ценных природных территорий страны.
Фото с сайта http://www.vokrugsveta.ru