“Когда у нас кончится нефть, мы будем продавать воду”, – пообещал как-то Юрий Лужков. И это – не пустые слова. Уже сегодня вода превратилась в стратегический ресурс. По мнению ученых, при существующих темпах роста численности населения именно обладание запасами пресной воды в ближайшем будущем будет определять развитие цивилизации.
Дефицит водных ресурсов равносилен бессилию экономики. Именно поэтому обмеление Иртыша так тревожит и ученых, и политиков.
На мели
Насколько “похудела” главная река Казахстана, лучше всего видно на Бухтарминском водохранилище. За последние годы кромка воды отступила больше чем на 10 метров, так что нависла реальная угроза изоляции Зайсана. Пересох перешеек залива Туранга – главного нерестилища бассейна. Заметно упала выработка электроэнергии на Иртышском каскаде гидростанций – и теперь в Восточном Казахстане острейший дефицит электроэнергии.
Причина одна – Бухтарминское водохранилище выцежено до предела. Еще немного, говорят специалисты, и от крупного водохранилища останется только “мертвый” объем.
Соседи слишком много забирают
Почему мелеет Иртыш? В областном департаменте природных ресурсов объясняют это периодом маловодных лет и глобальным потеплением, снижением стока основных рек региона – Черного Иртыша, Бухтармы, Убы, Ульбы.
Ученые-исследователи из усть-каменогорского технопарка “Алтай” ко всем прочим причинам главной бедой считают безвозвратный отъем стока Черного Иртыша на территории Китая.
– Официально для канала Черный Иртыш – Карамай – Китай отбирает более двух кубокилометров в год, – говорит завлабораторией водно-энергетической безопасности, инженер-гидротехник Анатолий БЕЛОСЛЮДОВ. – Это 26 процентов водности Иртыша. А в перспективе будет отбираться 56 процентов! Но уже сегодня есть опасения, что помимо водозабора по каналу Черный Иртыш – Карамай соседи забирают воду вдоль всей реки до казахстанской границы. В результате столь интенсивного использования уровень грунтовых вод понижается – примерно на метр в год. Если по закону природы реки всегда питались от грунтовых вод, то сейчас идет обратный процесс – вода из реки уходит в грунт. И этого пока никто не учитывает…
Надо отметить, что Китай до сих пор не подписал ни одного международного соглашения, налагающего на него какие-либо серьезные обязательства по Иртышу и учету интересов соседних государств.
Любопытно, что о видах восточного соседа на воду Иртыша известно было еще при Сталине. В пояснительной записке к проекту Бухтарминской ГЭС, составленной почти 60 лет назад, значится цифра 1,25 кубокилометра – такой объем советское правительство “отдавало” Китаю.
Мало леса, много грязи
Экологи дают неутешительный прогноз по Иртышу. Российский институт “Союзинтервод” пришел к выводу, что в случае дополнительного изъятия из Черного Иртыша полутора кубокилометров наступят “значительные негативные экологические последствия, рыбные запасы уменьшатся и, возможно, исчезнут, в целом водная среда экосистемы будет деградировать”. То есть придется менять водозаборы, останавливать ГЭС, сворачивать сельское хозяйство…
Казахстанские исследователи бьют тревогу по поводу горных лесов Алтая. Лес привлекает дожди, “подтягивает” грунтовые воды, формирует стоки родников и ручьев, из которых затем формируются реки. Казалось бы, нужно беречь тайгу как зеницу ока. Однако, по данным ученых, за последние 12 лет лесные площади Восточного Казахстана сократились более чем на 100 тысяч гектаров! “Основные районы лесозаготовок, – пишут экологи, – были переданы небольшим компаниям, которые в погоне за быстрым доходом вырубили хвойные леса в наиболее доступных районах – по берегам рек, в буферной зоне…”
Речь как раз об угодьях возле Бухтармы, Кабы, Убы, Ульбы – главных притоков Иртыша.
Но это далеко не все. Беспрецедентный прессинг на реки оказывает горно-металлургический комплекс Рудного Алтая. Только по официальным данным ежегодный объем сброшенных в бассейн Иртыша загрязняющих веществ достигает 75 тысяч тонн! Причем сбрасывают не прачки мыльную воду из тазика, а рудники, обогатительные фабрики и заводы – технологические растворы. С приходом в Восточный Казахстан корпораций “Казахмыс” и “Казцинк” были бездумно затоплены старые рудники и карьеры в Верх-Березовке, Риддере, Зыряновске. Заброшена шахта в Огневке, где добывали бериллий. Больше десяти лет из радиоактивной выработки в Иртыш изливается вода, которой огневцы пользуются как питьевой, – другой в поселке просто нет!
– В стоках содержится концентрат свинца, цинка, ртути, мышьяка, кадмия, никеля, марганца, серы, – сообщают экологи.
На Западе такую ситуацию назвали бы экологическим геноцидом…
Повернуть реки вспять?
Чтобы пополнить воды Иртыша (а заодно – разбавить промстоки), в Восточном Казахстане разработали проект Белокатуньской ГЭС. По задумке, речку Тихую, которая берет начало в Катон-Карагайском районе и впадает в Катунь, предполагается “поймать” у границы с Россией и развернуть в Бухтарму по туннелю длиной 4,5 километра. На месте перепада поставить ГЭС с большим водохранилищем. Цена вопроса – 77 миллиардов тенге.
На сегодня в недрах областной власти зреет еще один аналогичный проект – поворот рек Ак-Кабы и Кара-Кабы. Обе они берут начало на хребтах Катон-Карагайского района, уходят в Китай и, слившись, впадают в Черный Иртыш. Здесь цена вопроса почти миллиард… долларов! С помощью туннеля длиной около 20 километров (в скалах!) речку собираются развернуть от границы и направить в Черный Иртыш уже на казахстанской стороне. Как говорят авторы идеи, “на время проблема дефицита воды будет снята”.
Сейчас эксперты работают над обоими проектами. Не секрет, что в будущих переговорах по проблемам Иртыша с соседями они могут стать козырями Казахстана. Правда, есть одно “но”: поворот рек задуман в заповедной зоне – там, где законом запрещены любые стройки. Но пока об этом мало кто вспоминает.
Между тем экологи говорят, что не все возможности для спасения Иртыша использованы.
– С 2003 по 2020 год на Иртыш на территории двух областей, Восточно-Казахстанской и Павлодарской, на охрану водных ресурсов предусмотрено свыше 330 миллиардов тенге. Это огромные деньги! – говорит Анатолий Белослюдов. – Однако в областях не только не следуют этой программе, но даже не знают о ней…
Так, может, начать решение проблемы не с фантастических проектов, а с уже принятой программы?
Через полгода в Усть-Каменогорске на форуме сотрудничества намечена встреча президентов Нурсултана Назарбаева и Дмитрия Медведева. Наверняка в диалоге лидеров будет затронута и тема Иртыша – река, протекающая по территории нескольких государств, мелеет на глазах, и это становится реальной угрозой региону.
Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Виктор ВОЛОГОДСКИЙ (фото), Восточно-Казахстанская область