Информационный бюллетень Казгидромета о состоянии окружающей среды Республики Казахстан за декабрь 2017 года (выпуск 218) сообщает, что город Алматы отнесен к повышенному классу по загрязнению воздуха.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz предоставил данные на проблемную тему для сравнения специалисту-экологу, координатору программы по экологизации промышленной деятельности Центра охраны дикой природы РФ(ЦОДП). Игорь Шкрадюк дал свои пояснения по всем интересующим нас вопросам.
— Как вы оцениваете экологическую ситуацию в Алматы по данным официальным показания Казгидромета, и по данным сайта Airkaz.org?
— Графики Airkaz.org показывают, что в среднем ночью или ранним утром концентрация пыли больше, чем днем. Автоматические станции Казгидромета концентрацию пыли не измеряют вообще. Стационарные посты с ручным забором проб должны делать заборы проб ежедневно в 7,13 и 19 часов, то есть пропускают периоды наибольшей концентрации пыли по данным Airkaz.org.
Также на сайте Airkaz.org можно было увидеть, что 14 декабря 2018 г. автоматические посты в районе Алматы1, Абая-Тлендиева и Толе би-Байзакова показали превышение ПДК по PM2.5 (мелкодисперсной пыли) в 1-3 часа ночи в 10 раз. То есть Алматы следует отнести к городам с очень высоким уровнем загрязнения.
Загрязняющие вещества различаются по виду действия на человека (рефлекторному и резорбтивному). На сероводород (запах тухлых яиц) или ароматические углеводороды (запах нефтепродуктов) люди реагируют. А на пыль наши предки условного рефлекса не выработали. Мелкая пыль как радиация – люди ее не чувствуют, пока от нее не пострадают.
Поэтому, исходя из презумпции экологической опасности, мы должны считать ситуацию с качеством воздуха в Алматы опасной для здоровья, пока медики нам не скажут иное.
— Какие вы можете сделать прогнозы на будущее? Продолжит ли ситуация ухудшаться и к чему это может привести?
— В Алматы нет отдельных предприятий — крупнейших загрязнителей типа металлургического или нефтеперерабатывающего завода. Источников загрязнения много, среди них можно выделить на четыре больших группы:
1) Выхлопные газы автотранспорта,
2) Пыль из-под колес автотранспорта,
3) Выбросы ТЭЦ и промышленных предприятий,
4) Выбросы домашних печей и котлов.
Прогноз зависит от действий как городских властей и нескольких крупных компаний (улучшение — перевод ТЭЦ — на газ, ухудшение — вырубка деревьев, застройка города высотками), так и большого числа горожан (улучшение – пересадка на велосипеды, перевод отопления на газ и тепловые насосы, ухудшение – покупка автомобилей).
— Считаете ли вы, что нашим властям пора обратить внимание на экологическую ситуацию в городе?
— Определенно да. Что непосредственно зависит от властей:
- Экологический мониторинг и выявление вклада источников загрязнений;
- Моделирование потоков воздуха и выработка стандартов строительства, способствующих продуванию города,
- Сокращение разрешений на вырубку деревьев, посадка деревьев и кустарников и уход за ними, поддержка посадок и ухода жителями,
- Административное воздействие на загрязнителей. Стимулирование перевода ТЭЦ и котельных предприятий с угля на газ.
- Поддержка газификации, и меры по снижению затрат времени и денег на подключение к газопроводу и перевод домов на газ,
- Развитие общественного транспорта, пешеходных и велодорожек,
- Чистота улиц, мощение улиц и ремонт дорожного покрытия (снижение пыли из-под колес),
- Просвещение населения и пропаганда экологических действий.
— Загрязнение воздуха в Алматы можно отнести к критическим показателем?
— Полагаю, что казахстанские медики лучше ответили бы на этот вопрос.
— Информации о том, как влияет алматинский смог на здоровье нет в официальных источниках. Есть ли такие данные в России (в вашем городе)?
— В России власти часто скрывают реальные данные о загрязнении окружающей среды. После того как жители Москвы почувствовали выбросы сероводорода с нефтеперерабатывающего завода, московские специалисты перестали публиковать на сайте Мосгидромета данные с автоматических станций.
Жители многих городов: Красноярск, Норильск, Улан-Удэ, Чита и т.п., страдают от загрязнения воздуха.
— Какие меры можно было бы предпринять, чтобы улучшить экологическую ситуацию в городе?
— Хочу добавить, что к мерам по снижению загрязнения следует добавить меры по улучшению проветриваемости города и поглощению загрязняющих веществ.
Отдельно отмечу меры, которые можно реализовать при совместном участии властей, бизнеса и населения.
- Поэтапно заменить транспорт на бензине и солярке электрическим, газовым, гибридным. В городе, расположенном на склонах гор, электрические и гибридные автомобили имеют наибольшие преимущества, так позволяю запасать в аккумуляторах энергию при торможении и езде вниз по склону. На месте городских властей я бы покупал троллейбусы и дуобусы (гибрид троллейбуса с автобусом, как делают в Улан-Баторе), создавал сеть электрозаправок и предложил всем владельцам автозаправок в разумные сроки (год-два) поставить розетки для электрозарядок. И показал бы, что электромобиль – это очень круто! Для этого следует дать электромобилям приоритет при парковке в центре города.
- Разрешить проезд в центре города к торговым точкам для развоза товаров только электрическим транспортным средствам (разумный срок для перехода к этому – два года). И готовиться к доставке товаров электрическими беспилотниками.
- Создать в республике производство и сети продажи проката электровелосипедов или электросамокатов (при участии Китая или Израиля). И создавать в центре стоянки для велосипедов и самокатов под навесами от дождя и снега или в цокольных этажах зданий.
- Снизить потребность в ежедневных поездках. Провести картирование и сравнительный анализ по микрорайонам города числа жителей и числа рабочих мест, числа детей и числа мест в школах и детских садах, наличие магазинов шаговой доступности и т.п., и добиться сбалансированности застройки по этим показателям.
- Властям республики внести в правила строительства новые требования к энергоэффективности зданий и озеленению крыш.
- Ограничить парусность новых зданий, разработать новые проекты среднеэтажной высокоплотной и высококомфортной застройки с высокой озелененностью и учетом экологических требований (в России и Китае есть архитекторы, умеющие это делать). На рисунках ниже приведены примеры того, как на 1 гектаре можно разместить больше жилой площади, чем в 40-этажных домах.
- Конкурсу Startup Kazakhstan выделить номинации "чистый воздух" и "чистая дорога".
- Ввести в строительные правила обязательную фильтрацию воздуха, поступающего в детские сады, школы, больницы.
- Поддержать производство недорогих вентиляторов с фильтрами, доступных по цене большинству населения.
— Согласны ли вы с тем, что плохая экологическая ситуация нарушает конституционные права граждан?
— В Соответствии с конституцией Российской федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богаствам. (статьи 42, 58), которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Конституция Республики Казахстан провозглашает охрану окружающей среды целью и обязанностью государства. Более того, вы можете требовать обязательной публикации фактов и обстоятельство о состоянии среды и здоровье граждан. Презумпция экологической опасности означает, что воздействие на среду считается опасным, пока не установлено иное.