Причиной ЧП названо роковое стечение обстоятельств: военный вертолет Ми-17 попал в “вихревое кольцо”, против которого бессильны даже летчики самого высокого класса.
Перед вылетом президентского борта в Киргизию 22 августа Ми-17 в целях недопущения террористических актов обследовал прилегающую к аэропорту территорию. Через 9 минут и 50 секунд после взлета вертолет неожиданно рухнул. Погиб весь экипаж – командир, штурман, механик и сотрудник службы охраны Президента.
Шесть основных версий трагедии – отказ техники; нападение на вертолет; воздействие внешних факторов; резкое ухудшение здоровья членов экипажа, ухудшение погодных условий; столкновение с каким-либо препятствием. Но после расшифровки “черного ящика” и бортового магнитофона переговоров экипажа эти версии были отброшены.
– Причиной крушения явилось непреднамеренное попадание в режим левого самовольного вращения с последующим попаданием в режим вихревого кольца. В результате грубой посадки с вертикальной скоростью движения, превышающей максимально допустимые значения, вертолет получил разрушения и в возникшем при этом пожаре сгорел, – сообщил глава комиссии полковник Мурат КАЖМУРАТОВ.
Президент Казахстана наградил капитана Талгата Досанова, старших лейтенантов Еркына Мухаметниязова, Жанботу Касымова и Акылбека Мусина высокими государственными наградами – орденами “Айбын” второй степени – посмертно. Министерство обороны обещает семьям значительные денежные компенсации.
– Я попадал в этот кольцевой режим в 1986 году, – говорит председатель летной подкомиссии Данииль Вилиуллин, – и вывел вертолет из него лишь за 200 метров до земли, а 1000 метров камнем падал вниз. Шансов выжить с высоты 40 метров (на которой экипаж Ми-17 попал в этот режим. – Прим. ред.) уже не было. Если откровенно, то экипаж даже не понял, что погиб, настолько молниеносно все произошло.
Астана