В том, какие именно старые вещи хранят казахстанцы, разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
Пробежал по городу олень
В СССР страсть к милым безделушкам для украшения интерьера долгое время высмеивалась в карикатурах. Если нужно было показать недалекого и глуповатого мещанина, то обязательно его комната наполнялась кошками-копилками, кружевными салфеточками, слониками «на счастье» и прочими пылесборниками. Положительные же герои всегда проживали в комнате, где нет ничего лишнего.
Тем не менее простой народ никогда не жалел денег, чтобы купить домой что-то бесполезное, но красивое.
Трудно представить себе более советскую вещь в интерьере, чем ковер с оленями на стене. Если такой эпизод мелькнет в кино, то сразу ясно, что дело происходит годах в 60-70-х, причем, скорее всего, в деревне. Чуть позже от оленьих ковриков стали избавляться, потому что их наштамповали так много, что даже по советским меркам гобелен считался безвкусным ширпотребом.
На самом же деле ковер с оленями изначально был вполне статусным аксессуаром, причем даже не советским. Гобелены со сценами дикой природы более 150 лет продавались в немецком Шварцвальде и стоили там довольно дорого. Во-первых, предназначались они для украшения шале и охотничьих домиков, то есть сразу ориентировались на людей небедных. Во-вторых, гобелены делали только в Шварцвальде, причем небольшими партиями, чтобы сохранить на них высокую цену.
После Второй мировой трофейное оборудование с ткацких фабрик Германии попало в СССР, и технология изготовления оказалась не слишком сложной. Повторить устройство немецких станков полуторавековой давности советской промышленности тоже труда не составило. Правда, мастера из Шварцвальда часто меняли рисунок, а у нас закрепилось только 6 сюжетов. Кроме того, на немецкие коврики шли дорогие материалы, вроде натурального шелка и шерсти тонкорунных овец. У нас это заменили сначала хлопком, а потом и вообще синтетикой.
Со временем материалы для ковра с оленями использовались более дешевые, и коврик плохо смотрелся уже через год-два. Гобелены из первых партий не теряли привлекательность десятилетиями.
Тем не менее народ эти коврики полюбил, и у многих казахстанцев за 40 олени пробуждают только теплые воспоминания. Кто-то даже готов выложить немалые деньги, чтобы вернуть детские воспоминания. На казахстанских порталах объявлений за ковер с оленями просят 150 тысяч тенге. Но это за такой, который хозяйственная апашка спрятала в шифоньер, предварительно обернув газеткой. За выгоревший коврик, болтавшийся лет 40 на стене, просят 5-10 тысяч.
Вы рыбов продаете или показываете?
Хоть нынешнее поколение и брезгливо морщится при упоминании ковров на стене, польза от такого украшения все-таки была. «Оленей» вешали чаще всего у кровати, и стены так меньше пачкались, если кто-то спросонья задевал обои вспотевшей ладошкой. Прикасаться во сне к плюшу тоже приятнее, чем к голой холодной стене, а уж сколько сказок породило детское воображение, рассматривая благородных оленей — и не сосчитать.
А вот практичность другой популярной советской безделушки вызывает сомнение.
Сервиз «Рыбки» хранился в серванте едва ли не каждого дома. Стоил он недорого, от трех до пяти рублей, в зависимости от фабрики производства, а делали сервиз «Карп с семейством» аж на шести заводах. «Рыбок» покупали и сами себе, «для красоты», и подарить такое было не стыдно. Вот только пили из него единицы. Во-первых, сама форма рюмок была очень неудобной, а во-вторых отмывать стопки было сомнительным удовольствием, поскольку рассчитан сервиз был на ликеры и настойки, после которых и простой стакан отмывается с трудом.
Синий набор "Карп с семейством" был самым продаваемым. Благодаря добавлению кобальта в краску он был самым ярким.
Это неудивительно. Дело в том, что «Карп с семейством» изначально задумывался как выставочный экспонат, чтобы доказать иностранцам, что в СССР все в порядке с дизайном и креативом.
«Рыбок» придумал грузинский мастер по керамике Абесалом Барамидзе в 1955 году для выставки в Японии. Консультировала его в этом супруга, поэтому первый набор был намного практичнее.
В Японии «Карп с семейством» получил приз зрительских симпатий, и о нем забыли на целых 4 года. Японская выставка проходила в 1958 году, а в 1962-м художник Полонского завода художественной керамики Николай Бобик предложил наладить производство «Рыбок» в промышленных масштабах. При этом форма рюмок немного изменилась для упрощения технологического процесса.
По сути, это было первое советское сувенирное изделие, выпуск которого был налажен миллионными партиями. Конечно, палехские шкатулки, матрешки, жостовские подносы, гжель и хохлома выпускались и раньше, а партии этих сувениров были намного больше. Но то были изделия народного промысла, а это авторская работа. Только вариантов росписи кувшина было более 20. На каждой фабрике художник вносил свою лепту .
«Рыбки» кое-где делают и сейчас, поэтому у любителей антиквариата они спросом не пользуется. В Казахстане подержанный сервиз продают за 1000 тенге. В России за «Рыбок» просят до 1,5 млн рублей (7,5 млн тенге), но только если речь идет о наборе из какой-то особой партии, например самой первой или с уникальной росписью. Владельцы утверждают, что у таких «Рыбок» небывалая коллекционная ценность. Хотя не исключено, что желание продавцов разбогатеть имеет мало общего с реальной стоимостью сервиза.
Скажи мне, как лорд лорду
В 60-е годы у советской интеллигенции в моде был минимализм в интерьере. Зачем образованному человеку дома лишний хлам? Это ведь надо тратить время на вытирание пыли со всяких сервизов и статуэток. Тем более торчать дома уже не модно. Лучше сходить в кино, в музей, в театр или в поход с друзьями, чтобы попеть у костра под гитару. А почитать можно и в полупустой квартире при уютном свете одинокой лампочки в торшере.
К 70-м же людям вдруг захотелось устроить из своих квартир музеи. Скорее всего, все от того, что пришли сытые времена, у народа появились лишние денежки, чтобы обставить свою квартиру в стиле дорого-богато. Так, румынские стенки, забились фарфором из ГДР и хрусталём из Чехословакии, а из отпуска стали везти огромные статуэтки, громоздкие шкатулки, чеканку и бесполезные вазочки под античность. В те времена не было ни магнитиков, ни лоукостеров, так что сувениры весом в пару килограммов считались нормой.
Бюллетень «Новые товары» в киосках продавался довольно редко. Этот ежемесячник министерства торговли был предназначен преимущественно для руководства магазинов, чтобы информировать продавцов о новых товарах советской промышленности. На его страницах практически не было чего-то жутко дефицитного. В журнале описывалось то, что можно было купить везде — от центрального универсама до сельпо.
В выпуске за 77-й год несколько страниц было посвящено чудесному прибору. Он был создан специально для тех, кто хочет превратить свою хрущевку в замок английского лорда.
Речь идет об электрокамине «Уголёк». Этот советский гаджет сочетал в себе обогреватель, эффектный ночник и даже увлажнитель воздуха. Правда, влаги хватало лишь на то, чтобы компенсировать высушенное мощными спиралями. Но прелесть обогревателя не в этом. Под пластиковой вставкой, имитирующей угли, пряталось нехитрое устройство: лампочка накаливания и металлическая штуковина с лопастями.
Первый электрокамин "Уголек" сделали в Эстонии, и это был огромный агрегат с кучей декоративных элементов. Существовал даже вариант с баром. Но для массового потребителя обогреватель решили упростить.
А теперь дискотека!
Жар лампочки заставлял ее вращаться и по пластиковым углям бегали огоньки. По нынешним меркам, это невероятный предмет роскоши. Электричества он жрал столько, что хватило бы на небольшую майнинговую ферму, но в СССР киловатт стоил всего 4 копейки. Сам же камин продавался по 32 рубля, а это треть средней зарплаты. Была еще премиум-версия по 54, с вставками под мрамор и деревом на корпусе.
В бюллетене «Новые товары» за декабрь 1978 года гордо говорится, что «Уголек» стал самым покупаемым электроприбором в подарок.
Сейчас электричество стоит недешево, да и гаджетов, имитирующих огонь, стало больше, поэтому на порталах обьявлений «Уголёк» продают максимум за 15 тысяч тенге.
Гораздо дороже стоит другой хит продаж по версии «Новых товаров»за 1982 год
Светильник «Спектр» или «Салют» работает примерно по такому же принципу, что «огонь» в электрокамине. Тепло от лампочки нагревает жестяной диск с лопастями. Только в этот раз к диску прикреплен «стакан» из целлулоида, разрисованный яркими пятнами. При включении светильника «стакан» начинает вращаться, и по потолку со стенами бегают разноцветные пятна. Этакая «светомузыка для бедных». Светильник стоил от 7 до 10 рублей.
Сейчас он продается минимум за 20 тысяч. Дело в том, что целлулоид довольно хрупок и выгорал уже через год активного использования. Даже если «Спектр» не вытаскивали из коробки, испытание временем «стакан» чаще всего не проходил. Если же кому-то из очень бережливых владельцев удалось сохранить светильник в первоначальном виде, то для того, чтобы вспомнить счастливое детство или беззаботную юность никаких денег не жалко.
Светильник "Спектр" в любой квартире мог создать романтичную атмосферу, и его часто включали на вечеринках, когда приходила пора медленных танцев.
На трибунах становится тише
За всю историю СССР ни к одному событию не производилось столько сувенирной продукции, как к Олимпиаде-80. Причем, делали её так, чтобы безделушками могли заинтересоваться не только неприхотливые советские граждане, но и избалованные сувенирами иностранцы. Понятия «мерч» тогда в СССР не знали, и изделия с олимпийской символикой стоили не дороже обычных. Это сейчас простая ручка с логотипом олимпиады стоит раз в 10 дороже, чем точно такая же, но без надписи.
Перечислить всю продукцию с олимпийским Мишкой невозможно. Наверное, в каждом казахстанском доме найдется хоть одна вещь с логотипом «Москва 80».
Тем не менее на нескольких вещах стоит заострить внимание.
По задумке организаторов, на стенде с сувенирами должны быть представлены все 15 советских республик. Так в каталоге сувенирной продукции появился декоративный кумысный набор с олимпийским Мишкой. Судя по описанию, сделали это чудо на Алма-Атинской фабрике "Тускииз". Стоит набор прилично — 19 рублей 59 копеек. В каталоге встречается еще бархатная сумочка с этой фабрики (сейчас бы ее назвали шоппером), несколько вазочек по 2-3 рубля, где казахский орнамент переплетается с логотипом, и керамические ликерные наборы с колоритными названиями «Мейрам» и «Батыр».
К сожалению, на порталах объявлений найти эти диковинки не удалось.
Казахстанские сувениры с олимпийской символикой отыскать на порталах обьявлений непросто.
Если же говорить о товарах из советского Казахстана, встретить которые можно было в любом уголке страны, от Калининграда до Владивостока, то бюллетень «Новые товары» описывает преимущественно игрушки. Трехколесный велосипед «Балдырган» производился на Карагандинском заводе металлоизделий с 1976 года (по крайней мере так сообщает бюллютень). Велосипеды для самых маленьких делали многие советские заводы, и их модели порой были поизящнее и полегче, но «Балдырган» полюбился народу тем, что он был практически неубиваемый. За пределами Казахстана его покупали в основном жители сельской местности, где детишкам приходилась кататься по непролазной грязюке. В крайнем случае велик быстро чинили электросваркой, а когда ребенок подрастал, то благодаря подножке сзади «Балдырган» использовался как самокат.
Для современных изнеженных детей советский велик слишком брутален, поэтому на порталах объявлений его продают тысячи за три тенге.
Тяжелый, неказистый, зато неубиваемый. Для многих казахстанцев "Балдырган" стал первым личным траспортом.
Сам себе йог
А в более скучном журнале «Плановая экономика», где печатались отчеты, присланные в Госплан из разных уголков СССР, казахстанским лидером по продаже безделушек стал актюбинский завод «Актюбрентген». Как видно из названия, главной его продукцией было рентгеноборудование, но делать веселую ерунду он не гнушался. Радужные волчки и простенькие машинки ежегодно миллионами уходили в разные города Советского Союза, а настольные игры «Футбол» и «Хоккей» даже шли на экспорт.
"Итальянцы готовы на всё ради пасты, а казахи…" — какие стереотипы популярны за рубежом
Лебединой песней завода (если говорить о популярном ширпортребе) стал «ипликатор Кузнецова». Так назывался кусочек дерматина чуть больше листа А4, с нашитыми на него острыми пластиковыми шипами. Ипликатор привязывали к больному суставу или просто ложились на него спиной на 15 минут. Покалывание шипов на время прогоняло боль, а прилив крови улучшал кровообращение. Популярность ипликатора совпала с модой на нетрадиционные методы лечения и перестроечный дефицит лекарств и потом канула в Лету вместе с магнитными клипсами, медными браслетами и прочими «чудодейственными» средствами нетрадиционной медицины. Стоило это изделие целых 4 рубля, но на здоровье не экономят, тем более, что в отличие от прочих шарлатанских новинок того времени боль он, действительно, убирал.
Актюбинский завод стал одним из первых в СССР, где ипликатор производился сразу на кусочке дерматина. Другие предприятия продавали шипы россыпью, и покупатели сами крепили их на ткань.
Вещь эта индивидуальная, и пользоваться после кого-то негигиенично. Поэтому на порталах объявлений коврик не встретить. А новое изделие стоит на маркетплейсе всего 2000 тенге и по эстетике явно превосходит советский вариант.
После такого начинаешь совсем иначе смотреть на вещи, загромождающие стол. Ведь лет через 30 кто-то будет искать по всем блошиным рынкам какую-нибудь кружку с котиком из «Шрека» потому что именно с такой у него связаны лучшие воспоминания о далеком 2024-м.