Эх, дороги… - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+11 °C
Алматы
2024 Год
19 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Эх, дороги…

Эх, дороги…

Согласно толковому словарю, цивилизация - это уровень общественного развития, материальной и духовной культуры (определяемый уровнем развития производительных сил), достигнутый данной общественно-экономической формацией.

  • 21 Декабря 2007
  • 1747
Фото - Caravan.kz

Это понятие для современного человека значит, что он имеет возможность жить в благоустроенном доме со всеми удобствами, передвигаться с помощью автомобиля по качественным дорогам.
Так, вероятно, живут в Канаде, которая 4 раза за последние пять лет была объявлена ООН страной с самым высоким качеством жизни.
Нельзя сказать, что в Казахстане дороги самые плохие в центрально-азиатском регионе. По крайней мере, посещая соседние государства, я лично могла убедиться в том, что в родной стране дороги лучше. А может, просто, настроение у меня было не ахти, и хотелось домой после каждого общения с представителями таможенных органов бывших братских республик.
Тем не менее, качество дорожного покрытия в Таразе вызывает постоянные нарекания со стороны всех участников дорожного движения. Ведь, по большому счету, состояние дорог оценивается обществом по нескольким позициям. Я предлагаю рассмотреть две из них.
Позиция первая. Произвольная
Департамент пассажирского транспорта и автомобильных дорог считает, что процесс разрушения дорог опережает процесс их восстановления. А работы по ремонту дорог в нынешнем году велись, судя по отчету, масштабные.
Программой развития автодорожной отрасли на 2006-2012 годы на дороги местного значения предусмотрены целевые республиканские трансферты на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт. Предусмотренное финансирование позволяет провести 15-20 километров капитального ремонта, в то время как в течение года 50-60 километров дорог, требующих проведение среднего ремонта, пока выделяются средства, разрушаются до такой степени, что необходимо проводить капремонт. Сегодня проблема нашла решение. Со следующего года на проведение среднего ремонта дорог местного значения планируется выделять целевые текущие трансферты из республиканского бюджета. Этого будет достаточно, чтобы ежегодно проводить средний ремонт на 300 километрах дорог. То есть, появится возможность в течение двух лет привести в порядок основную часть областных дорог. А их общая протяженность равна почти 2100 километров.
По информации областного департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог, в рамках реализации областной Программы развития автомобильных дорог областного и районного значения в 2007 году на автомобильные дороги местного значения выделены средства в размере 566 миллионов тенге, в том числе, 485 миллионов тенге на автомобильные дороги областного значения и 81 миллион тенге — на дороги районного значения.
Из средств республиканского бюджета получены целевые трансферты в размере 292,6 миллиона тенге, в том числе, 162 миллиона тенге — на строительство автомобильной дороги «Каракемер-Карасай батыра», и 130,6 миллиона тенге — на капитальный ремонт автомобильной дороги «Аса-Карабастау» участка с 0 по 5 километры.
В рамках реализации Программы развития автомобильных дорог областного значения Жамбылской области на 2006-2012 годы разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт автодороги «Куюк-Карабастау-Каратау-Жанатас-Саудакент» на 36-56 километрах и технико-экономическое обоснование строительства дороги «Кызтоган-граница области».
В апреле текущего года в Министерство транспорта и коммуникаций подана заявка на выделение республиканских трансфертов на 2008 год на сумму 1 миллиард 355 миллионов тенге.
В рамках социального партнерства с АО «КазТрансГаз» реализуется инвестиционный проект по ремонту дорог, ведущих к Амангельдинскому газовому месторождению. Для этих целей АО «КазТрансГаз» выделило спонсорскую помощь в размере 123,4 миллиона тенге. На сегодняшний день половина ремонтных работ уже выполнена.
Из областного бюджета на автомобильные дороги областного значения выделено 192,4 миллиона тенге, из которых направлены на средний ремонт автодорог и искусственных сооружений 7752 тысячи тенге, на текущий ремонт, содержание и озеленение — 114352 тысячи тенге.
Ведутся работы по строительству автомобильной дороги «Каракемер-Карасай батыра», начатому в 2006 году, протяженностью 28,8 километра, которая соединит Карасайский аульный округ Кордайского района с другими населенными пунктами района и областным центром. Строительство этой дороги обусловлено отсутствием автомобильного сообщения между Карасайским аульным округом и другими населенными пунктами Кордайского района по территории Республики Казахстан.
В 2006 году освоены средства областного бюджета в размере 40 миллионов тенге, в 2007 году на строительство автодороги «Каракемер-Карасай батыра» из республиканского бюджета выделены средства в размере 162 миллиона тенге, планируется закончить строительство.
По среднему ремонту автодорог освоено 36,2 миллиона тенге. За восемь месяцев 2007 года на областных дорогах Жамбылской области проведен ямочный ремонт на общей площади 45100,1 квадратных метра. Проведены работы по озеленению и опашке лесополос вдоль автодорог, всего освоено 86,18 миллиона тенге.
И, несмотря на то, что в течение всего теплого периода на городских дорогах и загородных трассах постоянно можно было увидеть дорожно-строительную технику и рабочих в оранжевых куртках, ямы и буераки систематически попадаются на нашем пути. Опытные водители их объезжают, новички — ловят, одновременно подсчитывая будущие расходы на ремонт любимого авто.
При этом мало кто знает, что в условиях южного климата поддерживать хорошее состояние дорожного покрытия невероятно сложно. Если кто-то считает, что при проведении капитального ремонта дорожно-строительные организации нарушают технологические требования, то будут неправы. Технология, как правило, соблюдается, и применяется она как на севере, так и у нас, на юге. Но, если в северных районах страны снежный покров сохраняется в течение нескольких месяцев, в южном регионе наблюдаются сильные температурные перепады — от минус 20 до плюс 10 по Цельсию.
Позиция вторая. Неудобная
Разрушает дороги и непрерывный поток большегрузного транспорта, значительно усилившийся в последние годы. Все это требует от дорожно-строительных организаций ответственного отношения к своим обязательствам. Однако часто, выиграв тендер на обслуживание определенного участка дороги областного или республиканского значения, ТОО со своими задачами не справляется. Отсюда и сложившееся положение, когда достаточно удобные для передвижения участки автомагистрали чередуются с откровенно запущенными, сплошь испещренными выбоинами и колдобинами.
Это подтверждают и результаты проверки на предмет соблюдения законности при строительстве и реконструкции автодорог, проведенной не так давно Жамбылской областной прокуратурой.
— В ходе проверки со стороны должностных лиц указанных органов установлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах, о безопасности дорожного движения, о государственных закупках, отсутствия контроля за исполнением подрядчиками условий договоров по ремонту и содержанию автодорог, факты применения подрядными организациями не сертифицированных материалов, некачественного проведения ремонтно-строительных работ, — отметил в докладе начальник управления по надзору за законностью в деятельности государственных органов прокуратуры Жамбылской области Нурлан Даниев.
Причем департаментом пассажирского транспорта и автомобильных дорог нередко нарушается порядок проведения процедуры государственных закупок.
К участию в конкурсах допускаются и объявляются победителями фирмы и организации, не имеющие лицензии на отдельные виды работ, предусмотренных планом строительства.
К примеру, с мая по октябрь 2007 года ТОО «Компания инвест mk» проводило капитальный ремонт участка автодороги «Аса-Карабастау», о чем благополучно отчиталось. В ходе проверки органы прокуратуры выяснили, что отчет не соответствует действительности, а недоделки — налицо.
Как известно, завершен средний ремонт 51-55 километра автодороги «Кордай-Масанчи-Сортобе», право на проведение которого получило ТОО «Тараз Колик Жолы».
В акте приемки отмечено, что шероховатая поверхностная обработка усовершенствованных покрытий битумом с применением черного щебня из камня является удовлетворительной.
В ходе прокурорской проверки через 11 дней установлено, что «приживаемость» черного щебня составляет всего 40-50 процентов. То есть, очень скоро от дорожного покрытия и следа не останется, а сам щебень, вылетая из-под автомобильных колес, повредит не одну машину и станет причиной не одного ДТП. И это лишь малая часть нарушений, допущенных в ходе работ руководством ТОО, на директора которого, г-на Абсаматова, возбуждено дело об административном правонарушении.
Все это идет вразрез с оптимистичным тоном отчета областного департамента пассажирского транспорта и автодорог. Чем, например, объяснить, что запланированные на текущий год работы по ямочному ремонту 200 километров автодороги республиканского значения в районе села Кулан и установке дорожных знаков так и остались неосуществленными? А ведь тендер на эти работы был выигран ЖОФ РГП «Казахавтодор», следовательно, при рассмотрении конкурсной заявки члены комиссии проявили либо некомпетентность, либо личную заинтересованность. В результате, на данном участке дороги сохраняется повышенная опасность дорожного движения. Речь идет о человеческих жизнях…
Аналогичные нарушения выявлены на других участках автодорог республиканского значения. Представители прокуратуры отметили многочисленные ямы, выбоины, деформацию асфальтового покрытия и отсутствие дорожных знаков на участке автодороги с.Аса-Орнек, где недавно силами ТОО «Тараз-Сапалы жолдары» был осуществлен текущий ремонт. Такая же картина наблюдается в Меркенском и Мойынкумском районах области. А в Шуском районе и вовсе для ремонта дороги ГКП «Многоотраслевое коммунальное хозяйство Толе би» для ремонта дорог использовало песчанно-гравийную смесь, которую самостоятельно добывала без каких-либо разрешительных документов.
По результатам проверки внесено 9 представлений, обязавших подрядчиков устранить все недоделки и выполнить обязательства договоров о госзакупках.
Кроме того, в отношении подрядчиков возбуждено 13 дел об административных правонарушениях.
***
Сложившаяся ситуация показывает, что отдельные руководители организаций относятся к своей работе формально. Поэтому, стремясь к цивилизованным отношениям, передвигаемся мы по дорогам извилистой формы, произнося отнюдь неблагодарственные выражения, на которые чиновникам и нерадивым подрядчикам, в общем-то, наплевать.
Впрочем, сами они пользуются теми же полосками земли, предназначенными для передвижения — дорогами, трассами, магистралями, козьими тропами, — кому как удобно и хочется их называть.
Вот только страшно от мысли, что слишком часто становятся они последними дорогами в чьей-то жизни, о чем свидетельствует все увеличивающееся количество памятников на обочинах…