Куда поползут цены на топливо?
– В конце прошлой недели в стране подорожала народная марка бензина – Аи-92. Но вопреки ожиданиям, что после этого ситуация наладится, на заправках стало еще хуже. Бензин исчез! Водители подозревают, что грядет еще одно повышение. Возможно ли такое?
– Я уверен, что повышение цен на бензин будет, еще и не одно. Дело в том, что наши заводы ориентированы на производство топлива низкого качества, которое современные авто уже не используют. Вопрос о модернизации ставится еще с 2000-х годов, постоянно принимаются постановления, а воз и ныне там. Проблема, думаю, в том, что это невыгодно собственникам НПЗ. Ведь какой бы бензин они ни производили, его все равно покупают, так как у нас нехватка топлива в стране. Зачем вкладывать миллиарды, они и так имеют колоссальную прибыль. Сейчас вопрос уже ставится более жестко, и нам обещают, что в 2017–2018 годах будет закончена реконструкция либо построят новый завод. Подвижки на бумажном уровне идут – посмотрим, перейдут ли от слов к делу. Если это произойдет, то Казахстан начнет производить топливо высоких стандартов и в достаточном количестве. На сегодняшний день в стране вообще не производится Аи-95, весь этот бензин мы закупаем в России. Мы зависим от их поставок: например, у них уборка урожая – они сократили поставки, у нас возник дефицит.
Интересно, что в период посевной и уборки наши заводы с подозрительной регулярностью встают на ремонт. Проблема дефицита усугубляется, возникает спекуляция. Также немаловажный фактор: мы находимся с Россией в едином таможенном пространстве, там цена на бензин выше, чем у нас, и поэтому наш бензин туда потихонечку утекает. Мы остаемся с пустыми баками.
– То есть дефицит бензина в Казахстане вызван его дешевизной?
– В том числе. Поэтому повышение цен неизбежно – либо мы остаемся без бензина, либо платим по “российским ценам”. У соседей по союзу Аи-92 стоит около 150 тенге в пересчете, и мы будем к этой цене неизбежно подтягиваться. Сейчас правительство зафиксировало цены на 128 тенге, но это лишь попытка найти компромисс, повышение на 11–12 процентов – это на самом деле немного при сложившейся ситуации.
Но на такой шаг пошли, потому что понимают: народ не оправился после девальвации, доходы упали, расходы увеличились, а повышение цен на бензин потянет за собой увеличение цен на все товары. Дело в том, что в нашей стране с ее большими территориями транспортная составляющая в цене товаров очень велика.
И вообще ценообразование на рынке ГСМ в Казахстане очень непрозрачное – в этом “мутном омуте”, наверное, много кто свою рыбку ловит. А мы за все платим…
– Не скажется ли дефицит на качестве топлива?
– По рейтингу Международного центра контроля качества топлива (IFQC) в 2012 году Казахстан находился на 92-м месте (из 100) по качеству топлива (наличие вредных примесей) где-то между Сирией и Парагваем, в 2013-м – уже на 94-м, а в рейтинге 2014 года я нашу страну вообще не увидел…
Любой дефицит вызывает сложности. Помимо трех основных НПЗ у нас есть маленькие заводики, которые тоже занимаются переработкой, но на более низком уровне, с меньшей степенью очистки. Производство бензина там может увеличиться. Второй момент: в такой ситуации у нефтебаз и нефтехранилищ возникает соблазн что-то добавить, сделать пересортицу, смешать с бензином более дешевого завода и поднять большие деньги. Я как-то разговаривал со специалистами, которые берут регулярные пробы бензина, и спросил: на какой стадии в цепочке НПЗ – транспортировка – хранение – АЗС возможны наибольшие злоупотребления? Так вот, по мнению экспертов, на нефтехранилищах. Бодяжить на автозаправках сейчас не так просто. На НПЗ есть технологические ограничения, а вот нефтебазы – это особое звено, и тут больше вариантов для злоупотреблений.
Беспредел из-за безнаказанности
– На днях произошло очередное скандальное ДТП: полицейский сбил девушку и скрылся с места проишествия. Люди уже знают, как могут дальше развиваться такие сценарии. До каких пор чиновники, люди у власти, их дети будут иметь особые привилегии на дорогах?
– Владельцы больших черных машин и маленьких красных корочек имеют особые привилегии на дорогах, мы все это видим. Их внедорожники выезжают на встречку, паркуются на газонах, делают все что хотят. Проблема в том, что у нас нет принципа неотвратимости наказания. Если бы владельца “Жигулей” и владельца авто за 200 тысяч долларов одинаково наказывали за одинаковые нарушения, все бы поменялось. Если бы не играли роли “звонки другу”, “корочки” и блатные номера, ситуация бы изменилась. Но у нас влегкую можно развести не только проезд на красный свет, но и наезд со смертельным исходом. Совсем недавно в Караганде, когда такой приблатненный водитель сбил пешехода, переходившего дорогу не по пешеходному переходу, директор Центра судебной экспертизы на голубом глазу сообщил: “…В данном случае смерть наступила, но нарушений правил безопасности не было”. Хотя водитель скрылся с места преступления и не оказал умирающему помощи, по мнению ДВД Карагандинской области, нарушений ПДД водителем не было… Это же практически лицензия на убийство!
– Что происходит на дорогах? Водители избивают друг друга, отморозки угрожают женщинам с детьми оружием. Чего только стоит последний скандал: водители устроили перестрелку, стоя в очереди за бензином в Мангистауской области.
– Люди взвинчены и потеряли контроль. Всем нам непросто живется, но это не повод совсем уже слетать с катушек, избивать, стрелять, угрожать – это уже говорит о низком уровне воспитания и культуры людей. Если человек не привык терпеть, сдерживаться, а готов выплеснуть весь свой негатив, то на дороге он это покажет в первую очередь. Такие факты не должны проходить безнаказанно. Последнее время подобные случаи очень активно освещаются, идет общественное порицание. Это эффективно. Произошла такая вопиющая ситуация: будьте добры, героя в студию, его фото, фамилию, должность. В следующий раз он подумает, стоит ли себя так вести. Да и уйти от наказания уже будет непросто…
Жесткие законы и мягкая коррупция
– Законом предусмотрено достаточно жесткое наказание за вождение в нетрезвом состоянии. Почему же не становится меньше пьяных за рулем?
– Пьяных за рулем необходимо строжайшим образом карать, и законом предусмотрены такие меры. Проблема в том, что законы не всегда исполняют. Проблему можно “развести” на месте.
– Может, стоит увеличить штрафы, чтобы навести порядок на дорогах?
– У нас они и без того уже огромные. И, как показала практика, этот метод не работает. Вот у меня данные на руках: за последние 4 года количество ДТП увеличилось в два раза. По данным ВТО, Казахстан занимает первое место по количеству смертей в ДТП на 100 человек. Просто ужас! Принимаются поверхностные меры, идет кампанейщина. Да, выписывают колоссальные штрафы за нарушения – а платят их как придется. По статистике, половина этих штрафов не оплачена. Маленькая часть законопослушных водителей еще больше испугалась, а те, кто не платил, считая это ниже своего достоинства, тот и не будет платить.
С устранением причины устраняется следствие – перестаньте продавать права, установите жесткий контроль над инспекторами полиции для исключения (ну или, по крайней мере, снижения) фактов взяточничества и обеспечьте неотвратимость наказания для всех! Вот тогда, уверен, ситуация начнет меняться!
“Железные” понты
– Как вы думаете, почему в нашем обществе рулят понты? Даже в самых захолустных селах порой стоят крутые джипы, люди лезут в кредиты, чтобы купить себе крутую тачку – зачем?
– У нас такой принцип жизни: казаться, а не быть. Поэтому у нас айфоны, тои и крутые тачки в кредит. Это комплексы нашего общества, где людей встречают по одежке. Понты бедных людей – это попытка показать, может быть, самому себе даже, что не все так плохо. Понты богатых – это просто китч, наши люди не проходят испытания благополучием.
– Как-то был опубликован список самых крутых авто Казахстана. Действительно ли по сравнению с другими странами мы шикуем?
– В Алматы, например, самая дорогая машина “Бугатти Вейрон” стоит 2,5 миллиона долларов! И на эту машину находятся покупатели. “Феррари” и “Майбах” – обычное явление на наших дорогах. Для европейцев, которые приезжают в наш город, это шок. Там люди ездят на скромных авто и стараются не козырять своим богатством.
– При этом долги по налогам на транспорт огромные! И, как показывает практика, в основном не платят именно состоятельные люди…
– Это парадокс, но богатые люди не привыкли платить. Наверное, для них это все суета, копейки, которые не стоят даже внимания.
– Что стало с идеей пересадить всех чиновников на отечественные авто?
– Идея очень хорошая, жаль, что поддерживают ее далеко не все чиновники. Недавно на “Шкоду” отечественной сборки пересел министр Асет ИСЕКЕШЕВ. К сожалению, это исключение, а не правило в чиновничьей среде. Я уверен на сто процентов: если бы все чиновники пересели на отечественные авто, они бы стали ближе к народу. Посмотрите на тендерные заявки – каждый хочет ездить на “Ленд Крузер Прадо”! Любой аким заштатного села “нуждается” в крутом внедорожнике с кожаным салоном и прочими наворотами, оправдывая это тем, что, мол, по бездорожью на такой машине только и можно проехать. Но если бы этот самый аким пересел на отечественную “Ниву” и проехал по кочкам и ухабам, может быть, после этого он наконец и привел бы в порядок проселочные дороги?
– В свете последних событий предлагаю порассуждать: какие перспективы у казахстанского автопрома, если вдруг россияне запретят американские и японские авто? Что можем предложить мы?
– Раньше это было из разряда фантастики, а теперь вполне даже тема для обсуждения. Последние события показывают, что на рынках возможно все, и даже эту вероятность исключать нельзя. Те европейские и американские концерны, которые имеют производство в России, скорее всего, уже находятся под определенным прессом. Но что можем предложить мы? Тут радужных перспектив нет. В России предприятий автопрома достаточно. Кроме того, там действует утилизационный сбор, и авто, произведенные в Казахстане, подпадают под него, это делает их намного дороже, а значит, неконкурентоспособными на российском рынке.