“Милый друг” Пушкина и вдохновитель Толстого
В городе остался единственный памятник той эпохи – храм иконы Свято-Казанской Божьей Матери. Граф Василий Перовский лично освятил начало строительства церкви.
Более 70 лет – с 1853 по 1922 год – город назывался в честь завоевателя кокандской крепости Акмечеть Василия Алексеевича Перовского. Затем два года был столицей Казахстана – Кызылордой, “Красной ставкой”…
Он дружил с Гоголем и Жуковским, был близок с Карамзиным и Вяземским. Великий Пушкин называл его “милым другом”. Знаменитый художник Карл Брюллов написал портрет Перовского. Его личность привлекала Льва Толстого. В Пьере Безухове (“Война и мир”) угадываются черты и судьба Перовского. Г. Данилевский прямо описал его в “Сожженной Москве”. А известный писатель ХХ века В. Пикуль рассказал в миниатюре “Хива, отвори ворота!” о неудачном походе Перовского по среднеазиатским пустыням. В то же время Василий Алексеевич был несчастен в любви и очень одинок. Он любил Софью Самойлову, а она вышла замуж за Алексея Бобринского, потомка Екатерины…
Достойно авантюрного романа
Происхождение Перовского достойно авантюрного романа. Он родился 9 февраля 1795 года на Украине, в черниговском имении Почепа его отца – графа Разумовского, чей род происходил от рядового казака Г. Розума. Злые языки утверждали, что он был кем-то вроде деревенского дурачка. Свое прозвище получил потому, что в подпитии начинал себя хвалить: “И шо це за розум! Шо це за голова!”.
У Алексея Разумовского и дочери его берейтора (он занимался выездкой лошадей) Марии Соболевской было 10 детей. Графу, несмотря на высокое положение при дворе, не удалось получить разрешение на неравный брак и дворянство для детей. Фамилия Перовские выдумана их отцом, предположительно от названия подмосковной вотчины Разумовских – Перово. Троим сыновьям из четырех в будущем был пожалован графский титул: они заслужили умом и трудом то, что не могли получить по наследству.
Французский плен и царская милость
С начала войны 1812 года все Перовские – в гуще боев. Василий в свои 17 лет был адъютантом командующего армией генерала Милорадовича, участвовал в битве при Бородино. В сражении ему оторвало часть среднего пальца руки. Стесняясь этого, он носил длинный серебряный или золотой наперсток, вызывая еще большее любопытство, особенно у дам. Говорили, что он ранен на дуэли или охоте. Самая романтическая версия – сам отстрелил палец, узнав, что Софья Самойлова вышла замуж.
В 1812-м, при отступлении войск из Москвы, Перовский с двумя казаками случайно был задержан французами и отправлен к неаполитанскому королю Мюрату, тот с удивлением выслушал его, но разрешения на возвращение к своим не дал. Мало того, его едва не расстреляли как поджигателя. Начался плен со всеми его ужасами и унижениями. Он прошел от Москвы до Парижа, выполняя обязанности забойщика скота для французов. Дважды бежал из лагеря в Париже. Удачно – лишь в 1814 году, когда туда вступили русские войска… Перовский служил в Генеральном штабе, а в 1816 году переведен в лейб-гвардии Егерский полк и сопровождал будущего императора князя Николая Павловича в его путешествии по России и чужим краям, был его адъютантом.
От Оренбурга до Акмечети
В 1833 году он получил ответственное назначение: пост военного губернатора Оренбурга и командующего отдельным Оренбургским корпусом. Тут и начинается деятельность Перовского, от которой во многом зависит будущее Акмечети.
Годы его правления называли “золотым веком” Оренбургского края. Историк П. Н. Столпянский писал: “Оренбург обязан Перовскому построением чуть ли не трех четвертей настоящих зданий. Караван-сарай, контрольная палата, общественное собрание, дом казенной палаты, казармы – все построено при нем. Им же было обращено серьезное внимание и на благоустройство города”. По указанию губернатора жителям ветхих домов бесплатно выделялись участки земли, а также по 50 бревен и 50 рублей (стоимость 10 коров!). В центре стали строить казенные каменные здания. Они и сейчас гордость города. Началось освещение улиц Оренбурга, появились первые сады и водопровод. Вода из Урала поступала в бассейн на городской площади, ее бесплатно набирали бочками.
Перовский осуществил меры по улучшению экологического состояния края. Предписал осмотреть леса, выделить заповедные участки, собрать образцы почвы. Губернатор выпустил “наставление, как производить посадку леса”. Было посажено около 200 тысяч молодых деревьев – из них принялось примерно 70 тысяч. В 1836 году в Оренбурге открылось училище лесоводства и земледелия. Более 70 лет оно готовило специалистов и для Кызылординского края. Чем не нынешняя программа “Жасыл олке”?!
Не все новации губернатора казаки принимали покорно. Но он не останавливался перед самыми крутыми мерами для их введения: бил плетьми, отдавал в солдаты, прибегал к переселению несогласных в отдаленные места губернии. Позже отправлял на Сырдарью непокорных уральцев, ставших первыми русскими жителями почти всех нынешних селений после падения Акмечети. Крепости, гарнизоны, пикеты на берегах Каспия и Арала, Сырдарьи, Иргиза и других рек, основанные во времена правления Перовского, превратились в города и городки и существуют поныне…
В марте 1851 года оренбургский губернатор Обручев в записке императору говорил о необходимости захвата кокандской крепости Акмечеть, а в перспективе и нового похода на Хиву. Перовский отверг идею хивинского похода, но поддержал мысль о захвате Акмечети. В рапорте императору Николаю I он настаивал на уничтожении крепостей на обоих берегах Сырдарьи: “Допущение кокандцев и хивинцев к водворению на том или другом берегу Сыра несовместимо с плаванием наших пароходов”. 2 июля 1853 года Акмечеть обступили русские войска и вскоре взяли ее. Здесь Василий Алексеевич основал новое укрепление, названное в его честь, – Форт-Перовский. В том же году он заказал два парохода – первые из будущей Аральской флотилии. Были сделаны промеры Аральского моря, исследованы его берега и острова – это уже научная заслуга Перовского.
Последние годы
Весть о кончине Николая I сильно подействовала на Василия Алексеевича, несмотря на дружелюбное письмо Александра II, написанное в день его восшествия на престол 19 февраля 1855 года. В августе Перовский поехал в Петербург на коронацию, а заодно просить об отставке. Но Александр II тепло принял Перовского, пожаловал его высшей наградой – бриллиантовыми знаками ордена Андрея Первозванного. Еще раньше, 1 апреля 1855 года, ему был пожалован графский титул. Царские милости не позволили Перовскому отказаться от должности. Но уже 31 декабря 1856 года по его настоянию в Оренбург прибыл принимать дела генерал Катенин, хотя Перовский продолжал оставаться начальником края и успел организовать свою последнюю военную операцию – взятие хивинского укрепления Ходжо-Нияз, что в 150 верстах от Форт-Перовского. Здоровье Василия Алексеевича резко ухудшилось, и 7 апреля 1857 года он был отстранен от должности оренбургского и самарского генерал-губернатора и корпусного командира.
По совету врачей Перовский поселился в Крыму, жил в Алупке, в имении князя Воронцова, где скончался 8 декабря 1857 года. Женат он не был, а внебрачный сын Алексей умер в молодости. Как говорили, он оставил свое детище – Форт-Перовский. В историю вошли и его родственники – племянница Софья Перовская, повешенная за покушение на Александра II, и ее брат Василий – политкаторжанин, его сын стал известным ученым-лесоводом, а дочь Ольга – советской детской писательницей.
В честь Перовского назвали поселок, улицу в Оренбурге, мыс на Новой Земле в Карском море. Не забывают основателя крепости-форта и в нынешней Кызылорде.
Елибай ДЖИКИБАЕВ, Кызылорда