Махамбет Утемисов – национальный герой, идейный предводитель крестьянского восстания – похоронен в Атырауской области. В сорока километрах от поселка Индербор Индерского района, в местности Карой, построен мавзолей – на том самом месте, где больше 160 лет назад наемные убийцы зверски лишили батыра жизни. Сюда тянется поток паломников – они приезжают поклониться Махамбету.
Но упокоить прах великого сына казахского народа, легендарного батыра, поэта и композитора Махамбета Утемисова на месте его трагической гибели удалось не сразу. Ученым пришлось преодолеть немало препятствий. И разгадать немало тайн.
Захоронение нашли по объявлению
Как рассказывает известный историк Амангельды Шамгонов (потомок Исатая Тайманова), место захоронения Махамбета начали искать в 1958 году академик Кажим Жумалиев и поэт Таир Жароков. Приехав в Западно-Казахстанскую область, они опубликовали в местной казахской газете объявление с просьбой откликнуться людям, знающим место захоронения Махамбета Утемисова.
Отозвался на призыв 59-летний Курак Бектурганов. Оказывается, его отец Динмухамбет, показав могилу сыну, воткнул в землю рукоятку кнута. Тайну захоронения Динмухамбету передал отец Ташен. А он в свою очередь узнал об этом от своего отца Бектургана, непосредственного участника крестьянского восстания под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Курак Бектурганов приехал в Индерский райком партии и поделился ценными сведениями с учеными. Вместе они добрались до указанного места в степи, и Курак показал на закопанную рукоять кнута. Удивительный факт – рукоятку временем не разрушило.
За казнь героя – генеральские погоны
История донесла до наших дней свидетельства об убийстве Махамбета Утемисова. Картину можно восстановить по архивным данным областного историко-краеведческого музея.
Судя по документам, для ликвидации народного героя султан Баймагамбет Айшуаков привлек двух человек. Они должны были выследить Махамбета и при удобном случае убить. Утемисов после гибели соратника и друга, предводителя крестьянского восстания Исатая Тайманова, скрывался в степи, но спустя короткое время вновь пошел в народ. За ним началась настоящая охота. Джангир-хан и султан-правитель Баймагамбет Айшуаков знали, как почитают Махамбета в народе, и старались закрыть ему дорогу в аулы. Они боялись нового народного бунта.
В 1843 году Махамбет появился в селениях близ Урала, и в пограничное управление немедленно полетела депеша: “Глава исатаевской шайки Махамбет Утемисов, несмотря на запрещения суда, приближается к линии, проживает недалеко от оной, постоянно распускает невыгодные слухи и присоединяет к себе беглецов из Внутренней орды”.
Преследование Утемисова не прекращалось. А он все время находился в гуще бедняков, призывал к борьбе, читал свои стихи.
Драма произошла 20 октября 1846 года на глазах обеих жен Утемисова. Пришли представители султана Айшуакова, потребовавшие заплатить за якобы украденных им лошадей. Но тот заявил, что воровством никогда в своей жизни не занимался. В ответ – взмах сабли, потом еще… Обезглавив Махамбета, палачи принесли голову султану-правителю Баймагамбету Айшуакову.
За спланированное убийство народного лидера султан был приглашен в столицу России и принят самим императором Николаем I. За “заслуги” Айшуакову присвоили генеральское звание. Правда, носить генеральские погоны ему не пришлось. По народному преданию, по возвращении заказчику убийства отомстили, утопив в реке Илик.
Подтверждение имени
О подробностях поиска могилы Махамбета Утемисова поведал Катимулла Ризуанов, который в шестидесятые годы прошлого столетия занимал руководящую должность в Индерском райкоме партии и активно участвовал в работе представительной экспедиции из известных ученых, знаменитых медиков, историков, археологов. По решению специальной комиссии для подтверждения личности человека, захороненного как Махамбет, могилу решили раскопать и поставить все точки над “i”. Работы проводили без огласки, посчитав, что не следует почем зря волновать народ – вдруг там нашел свой последний приют совсем другой человек?
В день раскопок солнце палило так, что, казалось, воздух раскалился до кипения. Стали копать и сначала обнаружили верблюжий череп, затем фрагменты деревянной дверцы юрты. И под ней увидели часть останков человека… без головы. Люди оцепенели. Сомнения еще больше усилились, неужели ошибка? Но большинство членов комиссии склонялись к тому, что останки принадлежат именно батыру – ведь его обезглавили. Раскопки продолжили. И примерно на уровне костей правой кисти лежал человеческий череп.
– На черепе обнаружили следы рубленых повреждений в теменной части, – вспоминает Катимулла Ризуанович. – Череп лежал так, что стало ясно: его положили в могилу гораздо позже. Насколько известно, султану привезли голову убиенного Махамбета Утемисова, а тот разгневался и велел отвезти ее обратно. Но приказ в силу каких-то причин выполнили не сразу. Лишь спустя время нашлись люди, решившие поступить по-человечески, предать останки земле. Только раскопали могилу не полностью, положили голову не так, как полагается.
Специалисты сделали вывод, что найденные останки действительно принадлежат батыру. По словам Катимуллы Ризуанова, останки Махамбета собирали буквально по косточкам. Все до единой в специальных ящиках транспортировали в прежнюю столицу Казахстана, а оттуда переправили в Москву. Специалисты вынесли заключение: погиб Махамбет от смертельных ударов двух сабель. В Алматы был воссоздан облик Махамбета Утемисова по методу знаменитого русского скульптора-антрополога Михаила Герасимова. Эту уникальную работу выполнил его ученик – казахстанский ученый Ноэль Шаяхметов.
Не зарастет народная тропа
Прошло еще немало лет, прежде чем останки батыра вновь предали земле. Мнения относительно места его захоронения поначалу разделились, выдвигались различные предложения.
Местные ветераны написали письмо в ЦК Компартии Казахстана с просьбой оставить останки Махамбета Утемисова в Гурьевской области (ныне – Атырауская), похоронив на месте его гибели. В 1983 году официальные органы дали соответствующее разрешение. Махамбета Утемисова похоронили с почестями на том самом месте, где раньше стоял скромный памятник в виде восьмигранной массивной плиты. Построенный в 1973 году, к началу 80-х годов он уже находился в полуразрушенном состоянии.
К 150-летию Махамбета Утемисова над его могилой был возведен мавзолей – мазар работы скульптора-любителя из Мангистауской области Копбола Демесина. Накануне 190-летия со дня рождения народного героя построили новый мавзолей с использованием ракушечника и бетона – 12-гранное сооружение с куполом и оригинальными рельефными линиями. Внутри мавзолея – бетонный саркофаг и надгробная плита. На стенах – стихи Махамбета. Каждый, кто приходит к памятнику, старается дотронуться рукой до заветных строк, запечатленных на мраморной плите.
Но не просто добраться до мавзолея, надо десятки километров от районного центра Индербор преодолеть по безжизненному солончаку.
Когда отмечать юбилей?
В нынешнем году отмечается 205 лет со дня рождения Махамбета. Долгие годы продолжался спор о дате рождения поэта. В учебниках по истории Казахстана указана дата – 1804 год. Однако историки Атырауской области отстаивали свою точку зрения: батыр родился на один год раньше. Амангельды Шамгонов поясняет, что эти выводы сделаны на основе анализа архивных исторических данных.
Как известно, 1803 год, как год рождения Утемисова, официально подтвержден республикой. И 2003 год в честь 200-летия поэта по решению ЮНЕСКО был объявлен Годом Махамбета. Тогда проводилось много культурных мероприятий в честь батыра, в центре Атырау был установлен памятник Махамбету и Исатаю. Но школяры по-прежнему зубрят старую дату рождения Махамбета Утемисова.
По мнению писателя, поэта, переводчика произведений Махамбета – Бекета Карашина, главное в стихах Махамбета Утемисова – чувство ответственности за судьбу Отечества.
– Поэт родился и жил в условиях бесконечных восстаний и военных столкновений, и раньше пера и домбры он взял в руки меч и копье, – поясняет Бекет Карашин. – И саму поэзию Махамбета можно отчасти рассматривать как продолжение его ратного искусства.
Ежегодно у мавзолея Махамбета проходят литературные чтения. Люди, посетившие место захоронения батыра, рассказывают, что в этом месте – особая аура, вызывающая лучшие человеческие, трогательные до слез чувства.
Фото Кайроша КАБДЕШЕВА и из архива Атырауского областного историко-краеведческого музея
Светлана НОВАК, Атырау.