Ее продавали за бутылку водки, 5 000 тенге и барана: история жуткого сексуального рабства в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ее продавали за бутылку водки, 5 000 тенге и барана: история жуткого сексуального рабства в Казахстане

Ее продавали за бутылку водки, 5 000 тенге и барана: история жуткого сексуального рабства в Казахстане

Со слов жительницы Жуалынского района Жамбылской области Айгерим (имя девушки изменено), 10 лет она находилась в трудовом и сексуальном рабстве. Ее насиловали, эксплуатировали. Она не раз сбегала, ее возвращали обратно. Говорит, однажды даже полицейские помогали вернуть “хозяевам”.

  • 4 Марта 2019
  • 30923
Фото - Caravan.kz

14 февраля, после обращения в полицию сестры Айгерим, начато досудебное расследование. Жуткие подробности из своей жизни девушка рассказала корреспонденту “КАРАВАНА” – сейчас она находится в надежном месте в Алматы.

27-летняя Айгерим вздрагивает от любого звука. Призналась: опасается, что ее найдут “хозяева”, некие Нуркасым и Зара (имена изменены), и заберут обратно, на пастбище, в чабанский домик.

А там – любитель выпить, престарелый чабан Сакен, его друзья. Девушка боится побоев, унижения и очередного изнасилования.

“Всё ее тело – в синяках, да вы сами посмотрите!” – предлагает казахстанский адвокат Айман УМАРОВА, которая взяла Айгерим под свою защиту. Девушка показывает следы издевательств. С трудом начинает рассказ – душат слезы и воспоминания.

“Приходили чабаны, пили. Потом приставали, насиловали”

Родилась она в ЮКО. Жила с родителями и сестрой. Отец умер, когда девочки были маленькими. Мама вышла замуж. Семья переехала в аул Нурлынкет Жуалынского района Жамбылской области. Но школу Айгерим так и не окончила. Она говорит, в 17 лет ее изнасиловал взрослый мужчина, сосед. Рассказала обо всем родным. Отношения в семье накалились до предела.

– Мама не писала заявление в полицию. Не знаю почему. Говорила, мол, сама виновата, – рассказывает Айгерим. – Сестры маму ругали, что не уследила за дочкой, заявление вовремя не написала…

Девушка забеременела. Говорит, из школы ее выгнали, не дали пойти в 10-й класс: узнав о беременности, директор попросила забрать документы. Мол, все причитали – ойбай, уят!

На шестом (!) месяце беременности родственницы повезли Айгерим в больницу Тараза, ей сделали искусственное прерывание беременности.

Говорит, после этого месяц она жила у маминой сестры, приходила в себя. Болели грудь, живот, а что делать – девочка не знала. С ее слов, тетя отправила Айгерим домой. Там отчим выгнал ее из дому. Месяц она скиталась на улице, пряталась в сараях, спала со скотиной, в пристройках.

На улице ее подобрали трое местных парней. Говорит, насильно напоили водкой и увезли к чабану Сакену. Продали ему за барана.

Мужчина находился там один – супруга умерла, а дети жили отдельно. Девушка присматривала за скотиной, носила воду, готовила еду. Денег ей не платили.

– Чабан тебя бил?

– Бил. Пугал, что привяжут меня к лошади и поволокут по степи. Бил, потому что замуж за него не хотела. Я ему отказала, сказала – у тебя дочь моего возраста. Рабы и рабыни наших дней: как не стать жертвой трудовой и сексуальной эксплуатации

Приходили к нему чабаны, пили. Потом приставали, насиловали. Я очень боялась их…

“Сказали, убежишь – все равно тебя найдем”

Десять лет Айгерим провела у чабана. Вставала в семь утра, ложилась в девять вечера, если не было гостей. С ее слов, кормили плохо, в основном макаронами. Если выдавали мясо, то совсем мало. Ни молока, ни фруктов девушка не видела. Забыла, что такое телевизор, газеты, Интернет и живое человеческое общение.

Несколько раз сбегала. Но через разные промежутки времени Нуркасым и Зара привозили ее обратно.

Говорит, сбежала к родственнику, но тот продал ее за 5 000 тенге “хозяевам”.

Как-то сбежала к себе домой. Вскоре они приехали за ней, купили родителям водку, напоили их, а те и отдали дочь “хозяевам”.

– Ты этим людям говорила, что хочешь домой?

– Говорила, но меня не отпускали. Сказали, убежишь – все равно тебя найдем.

Уходила в горы, пряталась, они меня находили. Страшно было – вокруг волки, шакалы…

– Кто тебе вещи, обувь покупал?

– Хозяева давали. Зимней обуви не было, только резиновые сапоги. Зимой простывала. Лекарства приносили. Но если болела, все равно работала. Не отказывалась работать никогда, потому что боялась их.

– Пить водку чабаны заставляли?

– Я не пью вообще. Но иногда так делали.

Был и такой эпизод в жизни Айгерим.

– Она рассказала, что “хозяева”, как девушка их называет, купили ей мобильный телефон, – говорит Айман Умарова. – Сказали, вот, мы тебе купили телефон, ты должна у нас работать. Айгерим позвонила сестре, все рассказала. Сказала – хочу уйти, но куда ни приду, меня все обратно возвращают. Что делать? Один раз Нуркасым искал ее вместе с полицией. Нашел.

Сестра говорит, тебе надо сбежать и выйти замуж. Но проблема в том, что девушке вообще некуда идти. Дома – пьющие родители. Никому она не нужна, дальше своего района ничего не видела.

У нее даже нет документов. Но она снова сбежала. Сестра познакомила ее с парнем, они стали вместе жить. Но когда парня не было дома, появились “хозяева”, забрали ее насильно. Эпизодов возвращения обратно, к чабану, Айгерим вспоминает много. Сестра ее все-таки написала заявление в полицию. А еще обратилась к журналисту программы “Дау-дамайсыз” телеканала КТК Жазире БЕГАЛЫ, попросила о помощи. Приехала съемочная группа из Алматы. Они всё сняли, вместе с сестрой поехали к чабану и увезли Айгерим. ТОП-5 казахстанок, которым удалось сбежать из сексуального рабства за рубежом

“Объективности сложно добиться…”

О нелегкой судьбе простой девушки из аула Айман Умарова написала в социальных сетях. Под ее постом представитель департамента полиции Жамбылской области оставил следующий комментарий.

“13.02.2019 г. в отдел полиции Жуалынского района с заявлением обратилась гражданка Б. М., о привлечении к уголовной ответственности граждан, которые на протяжении 10 лет незаконно удерживали ее сестру. 14.02.2019 г. по данному факту ОП Жуалынского района ДП Жамбылской области начато досудебное расследование по ст. 126, ч. 1 УК РК. В рамках расследуемого уголовного дела проводятся все необходимые следственные действия, для обеспечения полноты, всесторонности и объективности расследования. Проводятся допросы в качестве потерпевшей, свидетелей, устанавливаются другие очевидцы данного преступления. А также назначены соответствующие экспертизы. Проверяются все доводы потерпевшей стороны. Так как, со слов заявителей, преступление имело место 10 лет назад, необходимо тщательное исследование и восстановление всех обстоятельств дела. Также будет дана правовая оценка действиям местной исполнительной власти. В случае установления незаконных действий со стороны сотрудников полиции в отношении их будут приняты соответствующие законом меры, вплоть до принятия процессуального решения”.

– Полагаю, что полиция зарегистрировала дело по статье 126, ч. 1 УК РК, чтобы санкции были более мягкими, – комментирует Айман Умарова. – Полиция должна была возбудить дело по статье 126, ч. 2, ведь там замешана группа лиц. По данному делу, я считаю, речь идет о следующих преступлениях: торговля несовершеннолетней (в момент преступления ей было 17 лет) в группе лиц, изнасилование несовершеннолетней (в момент преступления ей было 17 лет), совершенное в группе лиц, по предварительному договору, и другие преступления. Почему ни директор, ни учителя не несут ответственность за то, что она перестала учиться? Далее, ей принудительно сделали аборт! Кто за это будет нести ответственность?

Отчим продал 17-летнюю девушку лицам, которые ее эксплуатировали в течение 10 лет. Ее насиловали, отдавали насиловать чабанам…

Привлекать нужно хозяев фермы, где она жила, насильников, тех, кто это всё укрывал. Думаю, огромное хозяйство, где работала Айгерим, не принадлежит Нуркасыму и Заре. Возможно, хозяин сидит высоко. Поэтому полиция ничего не делает.

Я буду ходатайствовать, чтобы дело расследовал департамент полиции Жамбылской области. Объективности сложно добиться…

“Мечтаю работать и получать деньги”

О случаях трудового, сексуального рабства в Казахстане “КАРАВАН” писал много раз (см. статью “Живой товар. НЕДОРОГО”, от 4.09.2009 г., “Пленники на продажу”, от 5.11.2010 г., “Казахстанцы продают жен в рабство и сдают в аренду для суррогатного материнства” от 3.11.2017 г. и др.).

Несколько лет назад громкое дело было в Западном Казахстане, где экс-прокурор использовал в качестве рабов в собственном подворье двух мигрантов из Узбекистана.

Один из них следовал транзитом через ЗКО в Санкт-­Петербург на заработки. Но на границе его сняли с поезда за нарушение миграционного законодательства. А потом доставили прямо домой к прокурору. Второй приехал в гости к друзьям, а потом вдруг исчез. Друзья спохватились, начали искать, и, по сути, благодаря именно им вся эта история всплыла на поверхность.

Однажды собкор нашего издания вместе с полицейскими помогла освободить из трудового рабства женщину с ребенком. Несколько лет она и ее малолетний сын прислуживали владельцу особняка и его семье за высоким забором.

…У Айгерим я осторожно интересуюсь: что помогло ей не сломаться?

Говорит, мечты. Мечтала и думала об одном – быть, как все, свободной, свободно передвигаться, чтобы никто не издевался над ней. Сейчас с девушкой работает психолог. Ее эмоциональное состояние после пережитого тревожит адвоката. Жуткие откровения иностранца, проведшего в трудовом рабстве в Казахстане 11 лет

Айгерим сказала, что хочет, чтобы ее истязатели понесли наказание. Сама же мечтает работать и получать за это деньги. А еще научиться их считать…

P.S. По данным Международной организации по миграции в Казахстане, в 2018 г. в рамках ее программ на территории нашей страны оказана помощь 122 жертвам торговли людьми (36 – казахстанцы, 82 – граждане Узбекистана, 3 – России, 1 – Украины).

80 обратившихся – мужчины, 42 женщины, из них 4 – в возрасте до 18 лет. Всего с сексуальной эксплуатацией столкнулись 29 жертв, с трудовой – 92, со смешанным видом эксплуатации – один человек. Большинство жертв были в возрасте от 18 до 30 лет.

АЛМАТЫ