Единый код искусства Оксаны МАСЬ - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Единый код искусства Оксаны МАСЬ

Единый код искусства Оксаны МАСЬ

В дни своей персональной выставки в Алматы известная украинская художница Оксана МАСЬ, создательница знаменитого “Алтаря наций”, в беседе с “КАРАВАНОМ” говорила не только о творчестве, но и о событиях на Украине, о которых у нее есть четкое мнение.

  • 19 Сентября 2014
  • 2032
Фото - Caravan.kz

Истоки без границ

– Культура отличает Нomo от других млекопитающих, а искусство придает характерные различия национальностям, которые до жути интересно исследовать и познавать, – начала беседу Оксана. – Хотя бы потому, что в силу своей специфичности национальное искусство сильно отличается от так называемого классического. Искренне верю, что когда-то на планете существовал единый культурный код, затем его разделили государства, правители, религии… Основная тема и посыл моей выставки – история о воссоединении этого кода.

– Думаете, нужно снова воссоединять этот код? Ведь искусство тем и привлекательно и интересно, что, растекшись по миру, оно приобрело различные формы…

– Не могу сказать, что придумала идею культурного кода, но, посетив 50 стран и сотни городов, я запечатлела огромное количество примеров национальной живописи, орнаментов, скульптур и других видов искусства, вплоть до музыки, кулинарии и одежды. Имея такой опыт общения, просто невозможно не уловить связующие звенья между ними. Современный человек все чаще стремится к истокам, прибегая к йоге, медитации и другим способам, освобождающим сознание. Именно идея возвращения к истокам без границ движет подобных мне людей. Ведь, плавая по морю или шагая через джунгли, мы при всем желании не заметим очерченных природой границ, отделяющих одно культурное сословие и наследие от других. Границ никогда не существовало, мы сами искусственно оторвали себя друг от друга, запирая в невидимых стенах, лишаясь возможности постичь всю красоту и гармонию бытия. Пока человечество делится этнически, религиозно и корпоративно, оно всегда будет вне созидания.

Творческая смерть художника

Знаменитый “Алтарь наций” Оксаны Мась – грандиозный проект, гигантская реконструкция Гентского алтаря, созданная из сотен тысяч расписанных деревянных яиц, образующих цельное изображение. В росписи деталей экспозиции принимали участие жители более 40 стран – от священников до заключенных, от детей до седовласых профессоров. Алтарь стал беспрецедентным по замыслу и масштабу произведением искусства. На данный момент высота монумента составляет 28 метров, ширина – 52 метра. Композиция состоит из двадцати фрагментов диаметром шесть метров каждый и вмещает в себя более 280 000 расписанных элементов. Это только часть задуманного художницей произведения. Завершенная работа представит собой артобъект из 302 фрагментов-панно, созданных людьми практически со всех уголков земного шара. Высота монумента его – 134 метра при ширине 192 метра:

– Я верю, что художником может стать любой человек. Чтобы подтвердить свои слова, работаю над созданием интернет-платформы, где каждый желающий может разрисовать элемент в форме яйца в онлайн-режиме. Потом мы переносим изображение на деревянное яйцо и вставляем его в “Алтарь”. Человек, таким образом приобщенный к восстановлению культурного кода, получает диплом о том, что он является соавтором “Алтаря”.

– А что касается профессиональных художников?

– Они часто замедляют развитие искусства. Основная масса моих коллег, опасаясь, что их работы не оценят и не купят, не рискуют создавать новые проекты и боятся нести в мир новые идеи. Этот страх приводит к творческой смерти художника. Если организовать человечество, но не вгонять его в творческие рамки, оно способно создать более емкое и насыщенное произведение искусства. Это, возможно, и станет мотивирующим толчком для человечества к разрушению невидимых границ.

Поможет ли искусство?

– Останутся ли в этом мире художественные критики?

– Если и останутся, то в роли рудимента. В этом деле нет беспристрастности, и многие берутся за написание критических статей, преследуя свои интересы, – прогнуться под заказчика, рисануться перед коллегами или просто попасть в рейтинги. В моей жизни – очень мало авторитетов, и если говорить о тех, к чьему мнению я прислушиваюсь, то их можно пересчитать по пальцам рук. В своем творчестве художник должен быть эгоистичен настолько, насколько это возможно. Если что-то пришло в голову, ты должен встать и сделать это без оглядки на чьи-то суждения. Художник, пасующий и прогибающийся под грузом общественного мнения, вряд ли добьется успеха на выбранном поприще.

– Могут ли красота и культура реально повлиять на нынешние, порой даже ненавистные отношения между братскими славянскими народами?

– Я, как женщина, не теряю надежду. Но если отбросить эмоциональную составляющую, то не уверена, что искусство способно в данном случае сплотить. Созданная и культивируемая концентрация ненависти между русскими и украинцами превышает все пределы. Она стала настолько колоссальной, что я, если честно, не понимаю, как теперь вернуть былые отношения. Презрение настолько глубоко засело в души людей, что может пробыть там многие годы даже по окончании войны. Прошедшей весной у меня состоялись переговоры по поводу установки “Алтаря наций” в московском парке имени Горького. В связи с нынешней политической обстановкой не уверена, что проект состоится. Но надеюсь, что этот монумент, созданный руками 280 тысяч человек со всего мира, поможет людям из наших стран сделать шаг навстречу друг другу.

Алматы