Едем вперед, но ж…й: почему казахстанские мультфильмы никому не нужны - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Едем вперед, но ж…й: почему казахстанские мультфильмы никому не нужны

Едем вперед, но ж…й: почему казахстанские мультфильмы никому не нужны

В прошлом году казахстанская мультипликация отметила 50-летний юбилей. Однако глава Ассоциации анимационного кино Казахстана Гали МЫРЗАШЕВ негодует на то, что искусство анимации в нашей стране до сих пор не обзавелось должным статусом.

  • 10 Мая 2018
  • 4016
Фото - Caravan.kz

На эту тему господин Мырзашев порассуждал с корреспондентом медиа-портала Caravan.kz.

— Мне вспомнилось одно высказывание Ермека Турсунова: «Едут по центральной улице отпрыски, которым вообще по барабану. Перекрыли трассу, мол, смотрите – у нас счастье. Едут вперед, но задом — ж*пой вперед. Мы вроде бы куда-то движемся, но все едут лицом вперед, а вот с нами что-то не то».

Почему я о нем упомянул: потому что именно он сейчас руководит Союзом кинематографистов, а я у него в правлении. Мы, вообще творческие люди и граждане страны, знаем, что нужны качественные перемены!

С трибун чиновники всех мастей только декларируют, а на самом деле сами же в обществе внедряют жизнь по понятиям, сплошную коррупцию.У кого воруем, над кем издеваемся, над кем беспределим? Ведь все это в первую очередь завтра бумерангом ударит по авторам, чиновникам.

У господина Мырзашева довольно длинный послужной список. Он активно работает за рубежом и в силу своего опыта поделился с нами тем, как обстоят дела с анимацией в других странах.

— Мне 58 лет. Я окончил ВГИК еще в советское время, и многие, кто состоялся в российской анимации, — мои коллеги: Александр Петров, Михаил Алдашин и Татьяна Ильина. Я сейчас изучаю их творчество, их жизнь, учусь у них. У них научился мыслить по-европейски. И я хочу, чтобы такое же мышление наступило в Казахстане — чем скорее, тем лучше.

Также я работал в Китае. Так что мне есть, с чем сравнивать.

Даже в соседнем Кыргызстане Союз кинематографистов имеет определенную власть, влияет на постановку тех или иных режиссеров. У нас же все решает лишь министерство культуры.

— А пробовали ли вы обращаться к властям?

— В 2009 году до внимания Президента довели состояние анимационного кино. Он высказал лишь пару слов, и все чиновники сразу же ринулись к нам. Года два-три «отработали», бросили это дело и в итоге уехали.

Пять лет писал во все инстанции, один раз был проблеск, но люди, сидящие в кормушке от кино, ответили отрицательным письмом и тем самым загубили все, всю возможную реформу в киноотрасли. Лицемерию этих людей нет предела, а ведь они загубили мечту всей жизни покойного Амена Хайдарова, называя при встрече того «ага», «учителем».

Идея того письма была такой: нашей анимации уже 50 лет. Давно пора придать ей статус. Без этого мы никуда не двинемся. А сидеть на бюджете, как наркоман на игле, только потреблять — это несложно. У нас в стране, извините, конечно, сплошная наркомания. И говорю это не как какой-то оппозиционер и политик. Я не собираюсь выступать голословным критиком и считать деньги в чужом кармане, но просто меня тревожит и возмущает то, что творится вокруг.

Необходимость принятия закона об анимационном кино, статуса не заметили, зато шустрые чиновники придумали идею для распила, строительства отдельной студии. Вот в этом нет никакой необходимости, просто нужно отделить "Мосфильм" от "Союзмультфильма". Но у нас, в Казахстане!

Сколько у нас бестолковых, никому не нужных государственных, помпезных зданий, а как много неустроенных семей, детей-сирот, возмущенных людей!

Все это подтверждает слова, которые однажды высказал Черчилль: «Когда государства очень много, человек очень мал».

— А почему Китай? Почему Россия?

— Потому что здесь мне не работается. Нет системы, нет внутренней конкуренции – в этом-то и главные проблемы. Состоял в «мертвом» худсовете "Казахфильма" и, убедившись, что это фикция, ушел.

В последние годы идет массовый отток молодежи в соседние страны, в дальнее зарубежье. Это уже не тревога, а катастрофа!

Я бы тоже уехал, но моя профессия — это воспитывать детей в духе предков, а на дистанции внуков и их ровесников не воспитаешь.

— Наверное, не ошибочным будет высказывание, что отечественные мультфильмы казахстанским детям мало интересны? Ведь большинство предпочитает зарубежный продукт.

— Да, в Казахстане снято много мультфильмов, но их качество оставляет желать лучшего. Отсутствие конкуренции, законов, системы ведет только к одному — вечной победе самого над самим собой. Представьте картину: каждый вечер отец в пьяном угаре орет перед всей семьей, что он самый лучший на Земле.

Мы не можем налюбоваться тем, что мы казахи.

Мои дочки выросли на Nickelodeon – хорошая вещь. Недавно кто-то оставил пост в соцсети, что наткнулся на «Мулан» по телевидению. Это меня растрогало – очень хороший мультфильм.

Диснеевский «Бемби» — да, он классный, он оскароносец, но для меня по тематике ближе «Почему у ласточки хвост рожками?» Амена Хайдарова.

Или, к примеру, «Смешарики». Я без ума от этого мультфильма. Знал людей, которые начинали работу над ним еще лет 9-10 назад. Его очень хорошо раскрутили, и, пожалуй, лучше мультфильма сейчас в мире нет. «Смешарики» — гениальная вещь. Этот мультфильм несет в себе познавательный характер. И ребенку, и даже его родителям это интересно.

Как оказалось, подобные проекты предлагал Гали Мырзашев, но в итоге дело так и не дошло до производства.

— Видел, как мои дети с удовольствием смотрят по Nickelodeon «Дикую семейку Торнберри». Я захотел заменить это своей, то есть нашей историей. У меня была идея сериала: девушка учится по "Болашаку" за рубежом и просит своих казахских дедушку и бабушку обеспечить ее тем или иным материалом для своих конспектов. Задает им вопросы про Казахстан, а они ей отвечают. Но здесь такое никому не нужно. Все остается на уровне идей и так и не доходит до реализации.

Раз никто не откликнулся на письма о необходимости реформ в кино, я решил заниматься продюсированием, комплектовать, собирать идеи, рисовать к ним эскизы и продвигать за рубежом. Сейчас я аккумулирую со своими партнерами международно значимые темы для мультфильмов, такие как Байконур, Шелковый путь, Турандот, Томирис, Бейбарыс, Аттила.

Тогда мы поинтересовались у мультипликатора: как же можно выбраться из этой «ямы»?

— Знаете, что меня возмущает? Сплошная коррупция, сплошное «агашка-татешка». Все это вредит культуре, всей жизни в обществе, стране в целом.

Мы возмущаемся, призываем бороться с коррупцией, а она сплошь и рядом. Мы, как в картине Брейгеля «Слепые», ведем друг друга в яму.

Скажу, недавняя встреча сенаторов и депутатов со своими коллегами, киношниками, — это игра актеров из театра кривых зеркал, междусобойчик людей из «кормушки», но из разных городов.

Шел в Союз кинематографистов, но там был период всеобщего нарушения устава. Однако благодаря инициативе продюсера Каната Торебая и того же Ермека Турсунова пришло новое веяние, новая обстановка, целью и задачей которых было вернуть авторитет профессиональному союзу, восстановить Дом кино.

Поэтому я работаю в Китае, подрабатываю в России. Предлагаю им свои проекты.

Мой проект полнометражного мультфильма «Легенда о Шелковом пути» может принести Казахстану огромные деньги. Им заинтересованы многие международные менеджеры: китайские дольщики — мои партнеры, а также французские и русские коллеги.

Да, я еще в 2013 году предполагал, что кино это будет о торжестве девочки по имени Жибек, которая является шахиней самого Дракона. Но, увы, жизнь показала, что нам суждено возиться в своей коррупции, в беспределе, жизни по понятиям. А власть не слышит своего народа, олигархи тупо жируют.

Резюмировал нашу беседу господин Мырзашев довольно резким высказыванием.

— Скажу так: хватит жрать торты за 180 тысяч баксов. А то возмущенный народ может размазать этот же торт по физиономиям заказчиков. Давайте побеждать интеллектуально, а не выкапывать, продавать и понтоваться.