В этом вопросе разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
Айдарбек Сейпеллович напомнил региональным бастыкам, что президент Токаев поручил удвоить валовую продукцию сельского хозяйства за пять лет. Отметка на этот год – 11,6 %. Сегодняшняя реальность – 3,4 %. Кто виноват?
Министр, впрочем, сказал, что этот рубеж может быть достигнуть по итогам уборочных работ. Но это прогноз. А прогнозы у нас не всегда подтверждаются. И как потом поступят с неудачниками? Выговоры? А они помогут?
Справка «Каравана»
В этом году сельхозкультуры посеяли на 23,8 млн га. При этом «почти на 100 % от плана сокращены площади для особо влаголюбивых культур – риса и хлопчатника».
Многие эксперты требовали этого почти десять лет. Потому что, во-первых, отечественный рис не конкурентен на мировом рынке. Во-вторых, наш хлопок тоже не отвечает многим международным нормам. Стоит ли тратить дефицитную влагу на пожирателей воды, которые отбирают ее у других полезных растений?
Кто-то вышел из-под контроля?
Пять лет назад правительство поручило областным акимам сократить посевы этих «водохлёбов». Реакция – ноль! Два года назад – еще раз. Где-то просто началась свара между чиновниками, фермерами, подразделениями «Казводхоза», местными мирабами, распределяющими водные ресурсы… Почему? Потому что есть «прокладка» в виде социально-предпринимательских корпораций. А в этой схеме у некоторых господ есть свой интерес. Догадайтесь с трех букв, кто ими командует? Правильно, МИО! Местные исполнительные органы – в лице акимов или их замов.
Комментарий экономиста Азата Куанышева:
«Акимы областей всегда списывают свои ошибки на районы. Не секрет, что родственники областных акимов и акимов районных как раз и владеют этими угодьями. Отец против сына, дядя – против племянника? Тесть – против тёщи? Это противоречит нашим национальным традициям, когда члены родни поддерживают друг друга. С другой стороны, эта семейственность наносит ущерб экономике республики. Потому что руководители в регионах понимают, что они на этой своей должности 3-5 лет усидят. Надо успеть что-то «наварить» для себя и родни. Так что тут я с министром согласен».
Не сыпь мне соль на планы?
Популярный некогда композитор-исполнитель Добрынин умолял в одной своей песне подругу: «Не сыпь мне соль на раны». Сахар – социально значимый продукт в Казахстане. По словам главного агрария страны Айдарбека Сапарова, план в этом году по урожаю сахарной свеклы опять не выполнен. В среднем на 60 процентов. Объяснений и ясных оправдалок на сайтах акиматов Жамбылской и Алматинской областей (а именно в этих регионах выращивают сахарную свеклу) я не нашел.
Попробовал найти информацию о реальных урожаях этого продукта на сайтах минсельхоза и акиматов в прошлом году. А там разные цифры! И каким верить? Акиматовским или министерским?
«Ни тем, ни другим, — комментирует Азат Куанышев. — Они научились отчитываться, но не научились требовать и контролировать. А главное – не научились наказывать виновных в подтасовке цифр. Кредитование нашим производителям дали. Субсидии – дали. Куда ушли деньги? Я не вижу результатов. И еще вопрос: почему в разгар сезона цены на летние овощи-фрукты падают в цене всего на 3-5 процентов? Я думаю, что проблема не только в цепочке посредников».
А вот еще месседж акимам от президента Токаева. Он поручил минсельхозу и минирригации довести площадь орошаемых земель с применением водосберегающих технологий до 150 тысяч гектаров в год. Это в прошлом году – после засухи и безводья на юге республики. На сегодня оно выполнено на 37 %. Ну, если хотите, это чуть больше 56 тысяч га.
«Практически во всех областях остаются риски неисполнения данного индикатора», — отметил Айдарбек Сейпеллович.
По капельке…
Прошлой осенью обзвонил несколько казахстанских компаний, которые производят системы капельного орошения. Ответы обескуражили. Они были как под копирку: фермеры обращаются, мы высылаем им не просто прайсы, а фото нашей продукции, видео – как она работает, как ее обслуживать… При этом цены у нас ниже, чем на импортные аналоги. Но берут мало. Даже киргизы и узбеки больше покупают.
Комментарий экономиста
Айжан Сейтжановой:
«Я еще в прошлом году вам написала, что проблемы ирригации и орошения сначала должны решать местные исполнительные органы. Они должны находить подрядчиков для фермеров, должны предоставлять необходимую информацию по ценам, срокам исполнения работ, гарантийным обязательствам. Нет четкой разъяснительной работы. Нет мостика между производителями систем орошения и их вероятными потребителями. Это откровенный провал акимов. У них есть все возможности. Но планы и даже поручения президента и премьер-министра они не выполняют. У них всегда виноваты погодные условия, дефицит средств и нехватка специалистов. А сами они в «шоколаде»? Сапаров прав на 100 %».
Акимы не терпят конкурентов?
В этом году фермерам выделили льготное кредитование – 580 миллиардов тенге всего под 5 % годовых. Рекорд! Но далеко не во всех областях эти средства успевают освоить. Опять правительство виновато? Похоже, все-таки руководство регионов. Впечатление, что они не заинтересованы в реализации этого проекта?
Комментарий Айжан Сейтжановой:
«Я могу только подозревать, что здесь есть какие-то коррупционно-родственные составляющие. У глав регионов, областных до районных, родственники владеют пастбищами, теплицами, территориями с бахчевыми, зерновыми, кормовыми культурами. Зачем им конкуренты? Это моя версия. Считаю, что уже пора на уровне правоохранительных органов разбираться. Неосвоенные средства – удар по бюджету страны. Вероятно, главные виновники роста цен на продукты питания – областные акиматы и их социально-предпринимательские корпорации».
У кого молоко скисло?
Факт в тему. В 2023 году начался проект по строительству 65 молочно-товарных ферм мощностью 373 тысячи тонн молока в год и стоимостью 100 миллиардов тенге. Поводов три. Первый: на казахстанских прилавках зарубежные молочные продукты занимают более 60 %. Второй: предприятия, перерабатывающие отечественное сырье, закрываются из-за нехватки качественного молока. Третий: качество «исходного» материала часто не всегда соответствует стандартам для производства сыров и прочей «молочки». Эти 65 МТФ должны стать прорывом на этом фронте. А что получили? К июлю построили только 16 МТФ на 67 с «хвостиком» тысяч тонн молока.
По словам министра Сапарова, «это всего 24,6 процента».
Это саботаж областных акимов? Или просчеты их подчиненных? Деньги выделили. Где результаты? Похоже, полный перечень «грехов» региональных бастыков должны составлять уже другие органы, а не аграрное министерство?
Чужие инвестиции и наши старые грабли. Почему мы проигрываем в этой игре?
На прошлой неделе минсельхоз сообщил, что в Алматинской области турецкая фирма Saraylım Tarım построит овощехранилище на 5000 тонн. За 15 миллионов долларов. А еще эта компания намерена наладить в Казахстане производство уксуса и овощных консервов.
В этой информации меня напрягло два предложения. Первое: «Казахстанского партнера уже определили». И еще вице-министр МСХ Ермек Кенжеханулы рассказал инвесторам о поддержке государства, касательно субсидий, льгот и преференций. И добавил: «Одним из важнейших факторов по борьбе с инфляцией являются меры по снижению стоимости овощей и фруктов. Поэтому строительство таких хранилищ так важно для экономики страны».
И второе. Если турки это сделают, то почему почти 10-летний проект создания в республике сети 24 оптово-распределительных центров, а она реально могла снизить цены на продукты питания в стране, с треском провалился 4-5 лет назад? Четыре министерства посчитали, что он был слабо прописан. Но в ответах на запросы нашей редакции за ДЕСЯТЬ лет не указали, в чем именно. Где ошибки? Можно ли было их исправить? Если турки реализуют в Казахстане свой проект, то естественный вопрос: почему у наших министерстсв это не получилось?
Если турки реализуют свой проект в Казахстане, то значит ли это, что наше правительство проиграло чиновникам из акиматов?