Интервью с “Джохой” Гани Кулжановым мы записали еще в Астане неделю назад, а 26 мая вся труппа столичного ТЮЗа пожаловала к нам в Алматы – на фестиваль!
“Кресло гналось за мной…”
– Как получилось, что вы теперь генеральный директор столичного ТЮЗа?
– Ой, прошу вас, не называйте меня так. Не люблю называться директором. Лучше по-прежнему актер Гани Кулжанов!
– Как вы думаете, назначение вас на эту должность было продиктовано признанием ваших творческих амбиций?
– Для меня эта новая роль была полной неожиданностью! Представляете, я ведь приехал в Астану, чтобы работать актером в Казахском театре музыкальной драмы имени Калибека Куанышбаева. Случилось это три года назад в январе. А уже в феврале меня вызвали в акимат Астаны и сказали: “Будешь директором ТЮЗа!”.
До сих пор многие мои знакомые, коллеги думают, что я, поехав в Астану, гнался за креслом. На самом деле кресло за мной гналось! Народ думает, что директорство – это власть, пятое-десятое… Ничего подобного!
– Трудно пришлось?
– Первое, с чем пришлось столкнуться, – это набор актеров в труппу. Ведь создавать театр пришлось практически с нуля. В поисках талантливых молодых ребят, готовых поехать в Астану, жить на квартире, получать копейки, я объехал несколько городов, но либо мои требования были завышенными, либо условия никого не устраивали… И вот однажды я, как-то сидя за чашкой чая у своего старшего товарища, декана театрального факультета Казахской академии музыки Бекболата КУРМАНГОЖАЕВА, посетовал на то, что эта проблема никак не разрешается. И он вдруг неожиданно предложил мне: “Посмотри курс Нурканата ЖАКЫПБАЕВА. У них как раз выпуск в этом году!”. Сказано – сделано, уже на следующий день я был в Алматы в Академии искусств имени Т. Жургенева. Ребята мне понравились. Особенно подкупила их организованность, собранность. А уж о талантах и говорить нечего. Каждый из них – штучный товар. Но все вместе они не перестают меня удивлять своим молодым задором, озорством, хорошей пластикой и готовностью творить! В Астану приехало около 15 человек с курса во главе с Нурканатом Жакыпбаевым, который стал режиссером театра. Его постановки настолько талантливы и оригинальны, что далеки для понимания многих чиновников и критиков. Но мы ведь работаем не для чиновников, правда? У нас есть свой зритель, который скучает по нас, когда мы уезжаем на гастроли, ходит на каждую новую постановку.
“В Кызылорде выламывали двери…”
– А как вас принимают в регионах?
– Порой мы не успеваем приехать с гастролей, как звонят и просят приехать еще. Вы не поверите, но в позапрошлом году мы были в Кызылорде целую неделю. Так нам неделю двери ломали в местном театре! В первый день такого ажиотажа не было, но потом как прорвало! В 18.30 начало спектакля, а мы уже закрывали все двери в театр в 17.30. При этом залы были переполненные, и актерам приходилось пробираться в театр через окно! Когда-то мой педагог, народная артистка Казахской ССР Шолпан Исабековна ЖАНДАРБЕКОВА, рассказывала, что в ее молодости поклонники двери в театр выламывали. Я ей тогда не верил! Но через столько лет я узнал это на нашем примере.
– Почему вы сидите в здании Дворца мира и согласия?
– К сожалению, у нас пока ни кола ни двора. Поэтому мы арендуем офис и зал во Дворце мира и согласия, попросту в Пирамиде. Это наша крыша на сегодняшний день. И хотя раньше, когда мы выступали на сцене Казахского театра музыкальной драмы имени К. Куанышбаева, у нас было больше зрителей, в связи с переездом на левый берег зрителей поубавилось.
Все-таки когда у театра нет своего здания – это все равно что жить на съемной квартире. Ты хочешь поменять обои, линолеум, выключатель, но не можешь. Вот и сидишь, вынужден подчиняться чужой воле.
Кстати, с нетерпением мы ждем поездки в Алматы, где с 26 по 30 мая примем участие в фестивале театрального искусства Средней Азии и Казахстана, который пройдет на сцене Театра имени М. Ауэзова. Мы открываем фестиваль своей постановкой “Ханша Дарья хикаясы”.
– Какие задачи приходится вам решать в ТЮЗе?
– В основном организационные, финансовые вопросы. Устраиваю гастроли, спектакли, одним словом, приходится держать коллектив в кулаке.
– Сколько времени занимает работа?
– Не сказать, что она забирает у меня целые сутки. К счастью, остается время и на участие в концертах, где я выступаю в качестве ведущего. Это спасает от забвения зрителем.
– Как вы думаете, нужно воспитывать сегодняшнего юного зрителя?
– Я не знаю, как будет идти развитие и воспитание наших детей, так как сейчас пошла мода писать на сайт акиму города…
– А это-то при чем?
– Родители жалуются на то, что билеты на наши спектакли порой реализуются в школах города. А где еще их распространять, если наша целевая аудитория находится там? Сами-то родители вряд ли поедут покупать билеты для своих чад. Они считают, видимо, что обеднеют от того, что купят ребенку билет за 200 тенге в театр. По областям, кстати, такая же беда.
По прозвищу Джоха
– Кстати, не скучаете по Театру Ауэзова, где проработали много лет?
– Очень скучаю и по самому театру, и по каждому его актеру в отдельности. Это были не просто партнеры по сцене. Они все были для меня агашками, татешками, братишками, сестренками. Дружба в Ауэзовском театре была особой, там происходили незабываемые моменты.
– Сейчас вы как актер задействованы?
– Я снимаюсь в телевизионном сериале “Жас улан” у режиссера Серика УТЕПБЕРГЕНОВА. Очень интересный фильм. Также есть предложения, о которых рано говорить, пока первого дубля еще не сделано. Спасибо коллективу Казахского театра музыкальной драмы имени Калибека Куанышбаева, где я продолжаю играть в спектакле “Ак кеме” (“Белый пароход”) по Ч. Айтматову. Но, к сожалению, это случается всего лишь раз в месяц…
– А вы не обижаетесь, когда вас называют Джохой?
– Нет! Мне очень нравится этот герой. В своей жизни я в первую очередь благодарен Всевышнему, во-вторых – родителям и, в-третьих – Джохе. Он до сих пор открывает для меня многие двери. Конечно, я не совсем такой, как этот персонаж, но прозвище Джоха мне импонирует.
– Кстати, Интернет выдал информацию, что вы живете в скандально известном жилом комплексе “Москва” в Астане? Как вам там живется?
– Хорошо (смеется)! Только вот двор маловат. Я был среди 16 работников, приглашенных в Астану для работы. И нам дали квартиры. Но мои актеры до сих пор живут на съемных квартирах, получают копейки. Хотя в их возрасте не копейки надо считать, а тусоваться! Уж я-то знаю, в их возрасте я хорошо тусовался (улыбается)!
Госзакуп – это глупо!
– Я слышала, что театры сегодня настолько несамостоятельны, что вынуждены даже трусы для актеров покупать по тендеру?
– Это вы говорите о так называемом госзакупе? Я считаю, что это глупо. Представьте, что вам нужно купить килограмм гвоздей за 100 тенге. Но по госзакупу, который подразумевает электронную заявку по Интернету и прочих посредников в виде государства, вам за них придется заплатить в три-пять раз дороже! Я уж не говорю о том, чтобы свободно тратить заработанные театром деньги. Их мы должны получать опять же через бюджет.
– А частным театром не хотели бы руководить?
– Нет. Не выживет в Казахстане такой театр, да и меценатства у нас в стране нет.
Жанар КАНАФИНА, Андрей ТЕРЕХОВ (фото)