В школах младшего и среднего звеньев подводят итоги учебы и прогнозируют количество отличников, ударников и других, рисуя графики успеваемости.
Старшеклассники и, в особенности, выпускники средних школ, усиленно (или не очень) зубрят тесты, готовясь к важному экзамену — ЕНТ, который в этом году пройдет с 10 по 15 июня.
К студентам же, и очникам и заочникам, вплотную приблизилась сессия, когда каждый прошедший день будет знаменоваться либо сдачей государственного экзамена, либо защитой курсовой или дипломной работы.
И если одни еще смутно представляют, что такое экзамен, прежде всего по причине своей неопытности, то другие начинают дрожать и заикаться при упоминании этого слова.
«3 года назад, когда я сама была выпускницей общеобразовательной школы, в начале учебного года нас «обрадовали» появлением Единого Национального Тестирования, — поделилась воспоминаниями Динара Демеубаева, в прошлом выпускница средней школы №23 города Кентау, ныне студентка 3 курса ЮКГУ. — До этого такого понятия не существовало, и мы фактически стали «подопытными кроликами». По-крайней мере, мы себя сами так называли. Помню, моих подруг и меня буквально бросало в жар, когда упоминали 13 июня — день сдачи тестов. Мы готовились практически по всем старым книгам, большинство из которых было выпущено во времена советского союза. Благо, мы не попали в поток учебников «Атамуры», которые нам также пришлось пролистать. Признаюсь, толкования физических процессов в этих учебниках я так и не смогла понять. Так как специальных тестов для сдачи ЕНТ тогда еще не было, или до маленького города на юге Казахстана они просто не успели дойти, мы по очереди сидели за компьютером и решали пробные тесты. Вы не представляете, как нас трясло, когда результат оказывался ниже пресловутого порога».
В результате неправильного настроя на сдачу государственных тестов, где, если сдал и преодолел порог (который изначально был в 40 баллов, сейчас планируется увеличение этой планки до 60) — «пан», если нет — «пропал», может поломаться психика еще не совсем сформировавшейся личности. А такое случается, прежде всего, в результате неправильного распределения времени.
Студенты берутся учить историю Казахстана за 3 дня до сдачи государственного экзамена. Не спят ночами, зубря «кайнозойскую эпоху», засыпают с невыученной, но несколько раз произнесенной датой образования Алаш-орды, и на следующий день с упорной настойчивостью доказывают, что Вторая Мировая война началась в 1941 году. Потом, получив «несправедливую» отметку «неуд» с истерическим воплем стучат головой о стену.
«Помню, как только мы приехали из Туркестана, где сдавали ЕНТ, моя голова до того горела, что пришлось ее засунуть в ведро с холодной водой. Потом до 8 часов вечера, когда должны были объявить результаты тестирования, ходила по комнате как зомби, не слыша вопросов», — рассказала Динара.
Последствиями неудачной сдачи экзаменов порой становятся суициды. Чаще всего такой «выход» видят для себя сельские ученики. В большинстве случаев — это отличники, которые не смогли подтвердить свои оценки, и теперь лишились получения вожделенного гранта на обучение в высших учебных заведениях.
Так, в прошлом году ученица одной из сельских школ ЮКО, получив баллы ниже сорока и оставив записку «Извините, что не оправдала ожиданий», повесилась в сарае.
Как потом рассказали ее подруги, родители очень надеялись на то, что их ребенок получит грант и будет учиться в мегаполисе, для чего полностью оградили ее от всех забот по дому, при этом ограничив и ее передвижение.
«Ее не выпускали на улицу гулять, и она все время учила тесты. Даже во дворе постоянно сидела с книгой».
— Это одна из главных ошибок, которую могут совершить родители. При чрезмерной умственной нагрузке мозг, во избежание «поломки», ставит своеобразный блок, который будет препятствовать усвоению нового материала. Знаете, все легче объяснить, если ссылаться на знакомые предметы. Так, сегодня практически каждый знает, что такое флеш-носитель. Это своеобразная чаша определенной емкости, в которую можно налить меньше жидкости, но больше нельзя — не войдет. Точно также работает и наш мозг. Одно лишь отличие — при правильном уходе эту «емкость» можно увеличить. Нужно чередовать отдых с умственными нагрузками. И, настаивая на упорной подготовке к экзаменам, нельзя ограничивать отдых и релаксацию.
Еще один важный момент — это самонастрой учащегося, или как мы его называем, внутренняя мотивация. Ученик должен знать, что он учит не для того, чтобы его красным аттестатом могли гордиться родители, а для того, чтобы путь к хорошей жизни был менее дорогим.
Когда он это осознает, работа будет идти более плодотворно, но главное — не перегнуть палку и не пустить все на самотек. Главная задача родителей — не управлять, а направлять. И лишь тогда, когда внутренняя мотивация будет высока настолько, что «погонять палкой не придется», положительный результат обеспечен, — пояснила нам частный психотерапевт Екатерина Михеева.
«Хочется сказать, что не стоит преувеличивать истерию вокруг экзаменов. Сегодня дети такие, что знают — при не очень хорошей оценке на экзамене все исправит папа, стоит ему обстоятельно поговорить с «кем надо». Но это частный случай. А в целом, сегодня оценки не нужны практически никому. Все равно такое «чадо» будет учиться в самом престижном университете», — так ответила нам учительница одной из гимназий города Алматы Ольга Боровская.
Между тем, даже ученики младших классов знают, что нервные клетки не восстанавливаются. Потому, чтобы быть адекватным, и не орать на соседа только из-за того, что тот не дает списать лекцию, стоит прислушаться к советам специалистов.
«При подготовке к трудному испытанию, будь то экзамен или собеседование, прежде всего нужно перестать думать о том, что ты ничего не знаешь. Если будешь убеждать себя в том, что провалишься, то провалишься непременно. Конечно, очень трудно сохранять спокойствие, когда от содрогания сокурсников трясется земля. В этом случае лучше стать самому психологом и провести курс успокоения. Подойди к подруге и скажи, что экзаменаторы — тоже люди, и наверняка помнят свою дрожь и стук сердца в дни экзаменов.
Чтобы привести в порядок мятущиеся мысли и трясущиеся руки, попробуй применить несложный комплекс дыхательных упражнений. Подыши 5-10 минут следующим образом: на 4 такта вдох, на 4 такта задержка дыхания, на 4 такта выдох и опять на 4 такта задержка дыхания (тактом может быть секунда, удар сердца. Самое главное — соблюдать последовательность и дышать глубоко), — советует Е. Михеева. — Еще один важный момент — войти в доверие собеседнику, в нашем случае преподавателю.
В психологии существует техника NLP (нейролингвистическое программирование), одним из способов которой является метод отзеркаливания. Он прост в исполнении и очень эффективен при сдаче устного экзамена.
Нужно просто подстраиваться под ритм дыхания и скорость речи педагога, а иногда и повторять его позу, конечно, избегая, обезьянничества. Научно доказано, что люди, использующие такую психологическую подстройку, вызывают больше симпатии и доверия.
Фото с сайта http://www.hong-gia.com